|
Главная / Психология и психотерапия / Взаимоотношения с детьми и воспитание / О развивашках,занятиях,усидчивости и т.д.
| Спорили мы тут на работе.
Я и несколько мамочек.
О том,надо ли заниматься с ребенком,если он не хочет.
Конкретно,мама мальчика 4х лет утверждала,что если с ним не заниматься лепкой(а он не любит,цвета выбирать не хочет,хнычет),рисованием(не умеет рисовать елку,кружочки и т.д.),то он не научится никогда и в школе встретиться с трудностями в виде учителей,которые заставляют рисовать и стыдят,ставят плохие отметки.появятся комплексы.А в жизни-не научится быть усидчивым,преодолевающим свои страхи(якобы он не лепит,потому что боится,что не получится).Все в таком духе.Что если его не затавлять,то он весь день будет рассматривать комиксы,валяться на диване и т.д.Мама занимается с ним сама.В процессе занятий сама нервничает.Но в правильности своих действий уверена.
Я,конечно,мамочка еще неопытная.Нам только три года.
Но мне кажется,это абсурд.
Я не верю,что ребенок весь день может проваляться на диване,мальчик 4х лет.
Мне кажется,что в этом возрасте,даже в школьном начальном нужно предоставлять свободу выбора и ориентироваться на ребенка.Ну не хочет он лепить и рисовать.Ну да ради бога!Пусть бегает и прыгает.
Наблюдая за дочкой,я отмечаю периоды активности того или иного интереса.Месяц поем,пол года рисуем,неделю лепим и т.д.В течении дня,ессно,тоже все меняется.Пол года назад моя мама пресовала меня,что,мол,девочка не играет в ролевые игры и вообще не очень играет с игрушками.Что я,дескать,должна с ней играть в эти всякие магазины и т.д.Меня это возмутило.Моя реакция понятна.Так и хотелось сказать"а ты со мной играла,чтоб мне сейчас нравилось в это играть со своим ребенком?».Но это уже отступление от темы.Отдельная тема,можно сказать.Так вот спустя пол года доча сама начала разыгрывать сценарии,вовлекая и меня в том числе.
Мне интересно все-таки.Кто прав(я,конечно,думаю,что я)))),но червячок поселился) и до какого возраста такая свобода хороша?Вот мы ходили на танцы.Я смотрю,пропал интерес.Перестали.Ходим в русский музей.Хорошо,что раз в две недели.Очень не напряжно.Ей нравится,особенно кафе после занятия))))))Отвела в бассейн-столько радости."Мама отпусти,я сама поплыву.»)))Заболели,никуда не ходили-не спрашивавет особо.Если я задаю вопрос-пойдешь?ответ всегда-пойду!))
Когда делать эти занятия более плановыми что ли?Если я правильно чувствую-то в школе,класс 3–4?
Вот скажет она мне потом-хочу танцы.Отведу.Потом скажет-хочу рисовать.Не везде же успеешь.А если пропадет желание?Отпустить или настаивать?(это я уже про школьный возраст,конечно,забегая вперед)
Сейчас все таки интересно,права ли я?и до какого возраста свободный полет?)))
04:29 19.01.2013, terramissu
|
|
| Мне кажется, что если не предлагать, ребенок просто не будет знать всего того, что есть вокруг. Чтобы он мог выбирать, его надо знакомить с разнообразием занятий. В этом смысле мне нравится мнение мамы 4-х летки зи Вашего поста. Другое дело, что видимо эта мама очень правильная, и перегружает ребенка тем, как правильно что-то нужно делать. В ответ на эту опеку мамы над его занятиями ребенок начнет сопротивляться. Ее бы энергию, но без напряжения внутреннего, а с собственным удовольствием от возможности повалять дурака на подобных занятиях. 09:42 21.01.2013, * ИгорьГожий
|
|
| мне кажется есть еще разница,как предлагать.можно спросить не хочешь ли,начать делать самой.
а можно сказать :так,сейчас будем лепить.елку.зеленую.с фиолетовыми игрушками.
еще,на мой взгляд,просто надо с малышковости знакомить с красками,пластилинами и т.д. а потом держать их в свободном доступе,а не выдавать по расписанию,или когда маме захотелось,чтоб ре полепил.
Игорь,а как быть с этой самой усидчивостью?и когда настаивать и настаиватть ли на продолжении занятий при временном угасании интереса?
Спасибо! 12:31 21.01.2013, terramissu
|
|
| Здесь где-то в соседней теме про то, что интерес (мне, кстати, кажется, что и у взрослых тоже) очень зависит от личности преподавателя/тренера. Я думаю, что если найти человека, кот.сможет все интересно преподносить, ребенок будет заниматься с удовольствием. Заставлять, я думаю, — лучший способ вызвать отвращение к какому-либо занятию. Если уж очень надо, чтобы ребенок рисовал-лепил-пел, надо искать пути и заинтересовывать. 05:03 19.01.2013, urakanikuli
|
|
| Если мама в процессе занятий с ребенком нервничает, то ей, конечно, не надо заниматься с ребенком)) Потому что толку от нервной мамы обычно мало.
На счет того, когда надо делать занятия систематическими, я бы сказала, что, наверное, лет в 5–6. Или в 8. В 1-м классе я бы однозначно не стала бы отводить ребенка в кружки/секции/студии, если их до того не было, потому что 1-й класс — это и так стресс, зачем добавлять к нему еще один?
В 5 лет ребенок, мне кажется, уже достаточно взрослый, чтобы принять решение: хочу или не хочу заниматься танцами, спортом, музыкой и т.д. К тому же организм уже вполне сформировался, чтобы, например, обойтись без дневного сна, если на это время выпадают тренировки или репетиции.
До 5 лет, на мой взгляд, какие-то доп.занятия могут быть, но (чисто мое мнение!) их не должно быть очень много, особенно если человек в сад ходит. Должны быть хотя бы пара дней в неделю, когда ребенок "выходной", т.е. никуда не ходит, только с мамой-папой.
По поводу настаивать/не настаивать. У моей дочки был период, перед 1-м классом как раз, когда она заявила, что, наверное, не будет ходить на танцы: "Я же буду в школу ходить, надо будет уроки делать, уставать сильно буду"))) Я ей предложила: "Давай ты первый месяц походишь, посмотришь, будешь ли уставать. Если да, тогда заберем тебя с танцев". Дочка согласилась, а через месяц об этом разговоре даже не вспомнила)) Ну, и когда случались периоды охлаждения, я стимулировала интерес покупкой новых заколочек для танцев, брелочков в виде танцовщиц и прочих мелочей. Сейчас этого не требуется, дочь летит на репетиции с горящими глазами.
Недавно дочка стала ходить еще и в художественную школу, причем по собственной инициативе. Ей нравится. Я рада, что ей интересно.
На счет младшей — куда бы ее отправить позаниматься — пока не задумывалась сильно. Мы начали было ходить в танцевальную группу "Мама и малыш" в той же студии, где танцует старшая, но там группу не удалось набрать. Отложили до зимы. Мелкой, вроде, нравилось туда ходить, тем более у нее стимул есть в лице старшей сестры.
Наверное, в бассейн интересно было бы походить, но у нас в городе, к сожалению, нет бассейна, куда пускали бы с такими маленькими.
На английский точно рано. Рисовать? Можно было бы. Но я думаю, что это было бы полезно, прежде всего, для меня: посмотреть, как надо заниматься. Хотя, возможно, в этом возрасте категории "правильно/неправильно" неприменимы. Главное, чтобы была мама, которой интересно было бы с дитем рисовать, лепить, танцевать и слушать музыку. А "правильно" или "неправильно" она это делает — как бы и не важно)
Я бы еще просто почаще водила ребенка в какой-нибудь детский центр попрыгать на батутах и полазать на горках, потому что дома этого нет, а ей нравится. И я думаю, на данном этапе это гораздо круче всяких танцев, рисования и английского)
Прошу прощения за многобуковие))
14:36 19.01.2013, Polixenia
|
|
| В психологии развития есть понятие ведущей деятельности. Считается, что чз нее происходит формирование психических новообразований, т.е. и реализуется психическое развитие. В младенчестве это эмоционально-тактильное общение с взрослым (лучше мамой), в раннем детстве (1–3г) — предметно-манипулятивная деятельность, в дошкольном — игровая, в школьном — учебная. Считается, что в реализации "предыдущей" деятельности созревают функциональные основы для формирования следующей. Каждая новая деятельность формируется постепенно и не отменяет наличия предыдущих видов деятельности и их роли в психическом развитии, просто на ведущую ложится основная нагрузка. Таким образом, перекладывая нагрузку с ведущей деятельности на "неведущую", в 3–6 лет получается — с игровой на учебную, мы с одной стороны перегружаем еще недоформированные системы, заставляя их опираться на несвойственные для себя звенья, с др стороны, мы не даем возможности в полной мере развиться тем самым "свойственным" звеньям. Собственно поэтому в дошкольном возрасте так хорошо идут игровые методы обучения. В более старшем возрасте игровые методы тоже дают хороший результат, но сама игра отнимает много времени, тогда как личность уже достаточно зрелая, что бы ребенок мог сесть и выучить/выполнить что-то не отвлекаясь на дополнительный антураж. Получается, что за единицу времени потребляется больше знаний:)) Когда же мы применяем методы школьного обучения к детям, школьного возраста недостигшим, мы наоборот, сокращаем количество знаний на единицу времени, по сравнению с тем, сколько бы удалось "впихнуть" в ре игровыми методами. Другой вопрос, что делать ребенку с "преждевременными" знаниями? Например, мы можем научить 3хлетку названиям геометрических фигур. Что ему это даст? Возможность порадовать родителей, а еще? Что ему делать с этими словами, если думает он еще образами? Или можно научить 4хлетку читать, но что толку, если он еще личностно, да и мышленчески, не созрел уединиться с книжкой?
Так что, универсальный принцип обучения — не выходить за пределы зон ближайшего развития конкретного ребенка. 01:41 21.01.2013, MarinaT
|
|
| На самом деле, нейровизуализационные методы исследований только подтвердили то, что психологам давно известно — психические функции меняют свой состав по мере своего развити. Например, в состав зрительного восприятия у годоваса входят все виды чувствительности — тактильная (поэтому ему все важно схватить руками), вкусовая (поэтому они все тянут в рот), слуховая и кинестетическая (поэтому они всем стучат и трясут) … Соответственно, если визуализировать активность мозга годоваса, когда он распознает зрительные образы, мы увидим активность и в заднелобных, и теменных и в височных отделах. С возрастом все эти связи сворачиваются и уходят в "запасной фонд афферентаций", зато появляется вербальное опосредование образа и при нейровизуализации мы увидим активность и речевых зон. В свою очередь, зрительное восприятие встраивается во все др виды восприятия и при распознавании образов силами других, не зрительных, модальностей, на МРТ мы увидим активность зрительной коры.
Если речь идет о более сложных, чем простое распознавание, процессах, то активируются и др зоны ГМ, например, лобные. Здесь тоже не все так просто:) лобные доли созревают бм достаточно для того, что бы человек мог самостоятельно планировать и контролировать деятельность к 7–8 годам, а после 60 лет активность лобных долей значительно снижается, тк накоплено достаточно "готовых решений" для того спектра задач, с решением которых человеку приходится регулярно сталкиваться. Соответственно, при визуализации работы ГМ людей решающих одни и те же задачи, но находящихся в разных возрастах мы увидим совсем не одинаковую активность лобных долей.
Отдельная история с полушариями. В более раннем возрасте они менее функционально дифференцированны, чем в более позднем. Поэтому мы будем видеть разную степень активности при решении одних и тех же задач в разном возрасте.
Прочитала, что написала и поняла, что нифига не прояснила, а только всех окончательно запутала:))
Короче, если переживать за то, что в детском возрасте какие-то межнейронные связи не сформируются или сформируются не все:), надо заботиться о том, что бы малыш как можно больше провел времени на руках и в поцелуях, карапузу обеспечить возможность манипулировать всеми интересующими его предметами и играть во все интересующие его игры, а ребенка научить всему, что он может и хочет делать сам, сразу как научится (Например, научили читать, он взял книжку, пошел читать. Не чз год-три-пять, а как запомнил все буквы).
Ключевое слово — интерес. Личный интерес ребенка. Тк ощущение удовлетворенности интереса является составляющей стратегии развития всей личности. 02:45 24.01.2013, MarinaT
|
|
| меня вот зацепило про дошкольников, что у них главное дело изучать не абстрактные вещи: буквы, цифры, а то, что под рукой растения, животных, явления природы, а главное, главное, отношения между людьми. вот что. то есть, этих людей надо где-то брать, с которыми общаться. а сидеть сиднем в своей берлоге значит упустить ребенкины возможности научиться с ними контачить. а я бы засела дома и никого не видела. а нужны бабушки-дедушки, ровесники, дяди-тети и мимо пробегающие собаки.:) 12:14 21.01.2013, Олеся
|
|
| садики я вообще не перевариваю 8), вот такой я людофоб, бедные мои крошки.
мне иногда и тех людей, которые у меня дома живут и то много :)), а мне еще чужих впридачу.
я не жалуюсь, я просто пыталась акцентировать внимание мам, обсуждающих в этой теме раннее и не очень раннее развитие, не на геометрических фигурах, которые малышам не слишком актуальны, а на умении малышей общаться друг с другом и со взрослыми и вообще всяко-разно взаимодействовать. что это важное умение и самое время его развивать.
а именно, нравится или не нравится маме, а сидеть с пятилеткой в четырех стенах или гулять только по парку вдали от людей, все-таки неправильно :(
07:47 22.01.2013, Олеся
|
|
| )) да уж)) у кого-то из знакомых было такое. Как только мама расслабилась и "забила" на свой пунктик, все встало на свои места. Вспомнила, у меня как-то летом был момент, когда мы выходили гулять, мне жутко хотелось потрындеть с подругой. Я очень ждала прогулки, и мои дети как назло либо повисали на мне, либо никак не могли гармонично играть рядом))) Я сдалась. Решила, ну занчит, буду с детьми играть, в итоге дети сами себя прекрасно занимали) 04:43 21.01.2013, Geba
|
|
|
|