+7 985 921-74-72
Быть женщиной. Возрождение традиции.




У вас незнакомое лицо. Попробуйте ввести пароль или зарегистрируйтесь.



Главная / Психология и психотерапия / Взаимоотношения с детьми и воспитание / О развивашках,занятиях,усидчивости и т.д.


Спорили мы тут на работе.
Я и несколько мамочек.
О том,надо ли заниматься с ребенком,если он не хочет.
Конкретно,мама мальчика 4х лет утверждала,что если с ним не заниматься лепкой(а он не любит,цвета выбирать не хочет,хнычет),рисованием(не умеет рисовать елку,кружочки и т.д.),то он не научится никогда и в школе встретиться с трудностями в виде учителей,которые заставляют рисовать и стыдят,ставят плохие отметки.появятся комплексы.А в жизни-не научится быть усидчивым,преодолевающим свои страхи(якобы он не лепит,потому что боится,что не получится).Все в таком духе.Что если его не затавлять,то он весь день будет рассматривать комиксы,валяться на диване и т.д.Мама занимается с ним сама.В процессе занятий сама нервничает.Но в правильности своих действий уверена.
Я,конечно,мамочка еще неопытная.Нам только три года.
Но мне кажется,это абсурд.
Я не верю,что ребенок весь день может проваляться на диване,мальчик 4х лет.
Мне кажется,что в этом возрасте,даже в школьном начальном нужно предоставлять свободу выбора и ориентироваться на ребенка.Ну не хочет он лепить и рисовать.Ну да ради бога!Пусть бегает и прыгает.
Наблюдая за дочкой,я отмечаю периоды активности того или иного интереса.Месяц поем,пол года рисуем,неделю лепим и т.д.В течении дня,ессно,тоже все меняется.Пол года назад моя мама пресовала меня,что,мол,девочка не играет в ролевые игры и вообще не очень играет с игрушками.Что я,дескать,должна с ней играть в эти всякие магазины и т.д.Меня это возмутило.Моя реакция понятна.Так и хотелось сказать"а ты со мной играла,чтоб мне сейчас нравилось в это играть со своим ребенком?».Но это уже отступление от темы.Отдельная тема,можно сказать.Так вот спустя пол года доча сама начала разыгрывать сценарии,вовлекая и меня в том числе.
Мне интересно все-таки.Кто прав(я,конечно,думаю,что я)))),но червячок поселился) и до какого возраста такая свобода хороша?Вот мы ходили на танцы.Я смотрю,пропал интерес.Перестали.Ходим в русский музей.Хорошо,что раз в две недели.Очень не напряжно.Ей нравится,особенно кафе после занятия))))))Отвела в бассейн-столько радости."Мама отпусти,я сама поплыву.»)))Заболели,никуда не ходили-не спрашивавет особо.Если я задаю вопрос-пойдешь?ответ всегда-пойду!))
Когда делать эти занятия более плановыми что ли?Если я правильно чувствую-то в школе,класс 3–4?
Вот скажет она мне потом-хочу танцы.Отведу.Потом скажет-хочу рисовать.Не везде же успеешь.А если пропадет желание?Отпустить или настаивать?(это я уже про школьный возраст,конечно,забегая вперед)
Сейчас все таки интересно,права ли я?и до какого возраста свободный полет?)))


04:29 19.01.2013, terramissu



Мне кажется, что если не предлагать, ребенок просто не будет знать всего того, что есть вокруг. Чтобы он мог выбирать, его надо знакомить с разнообразием занятий. В этом смысле мне нравится мнение мамы 4-х летки зи Вашего поста. Другое дело, что видимо эта мама очень правильная, и перегружает ребенка тем, как правильно что-то нужно делать. В ответ на эту опеку мамы над его занятиями ребенок начнет сопротивляться. Ее бы энергию, но без напряжения внутреннего, а с собственным удовольствием от возможности повалять дурака на подобных занятиях.
09:42 21.01.2013, * ИгорьГожий



мне кажется есть еще разница,как предлагать.можно спросить не хочешь ли,начать делать самой.
а можно сказать :так,сейчас будем лепить.елку.зеленую.с фиолетовыми игрушками.
еще,на мой взгляд,просто надо с малышковости знакомить с красками,пластилинами и т.д. а потом держать их в свободном доступе,а не выдавать по расписанию,или когда маме захотелось,чтоб ре полепил.
Игорь,а как быть с этой самой усидчивостью?и когда настаивать и настаиватть ли на продолжении занятий при временном угасании интереса?
Спасибо!

12:31 21.01.2013, terramissu



С усидчивостью в этом возрасте ,думаю, вообще ничего не делать. Нет ее просто, когда нет интереса.
11:21 22.01.2013, * ИгорьГожий



Здесь где-то в соседней теме про то, что интерес (мне, кстати, кажется, что и у взрослых тоже) очень зависит от личности преподавателя/тренера. Я думаю, что если найти человека, кот.сможет все интересно преподносить, ребенок будет заниматься с удовольствием. Заставлять, я думаю, — лучший способ вызвать отвращение к какому-либо занятию. Если уж очень надо, чтобы ребенок рисовал-лепил-пел, надо искать пути и заинтересовывать.
05:03 19.01.2013, urakanikuli



Моей 5, 5, полет свободный. С 3х лет в саду, больше не нагружала. В том году танцы были, ей нравилось, мне нет). Сейчас англ — ей очень нравится, для меня обязаловка. Про научаемость — имхо стотыщраз, всему научатся и без нас быстрее)). Во всяком случае мя читать и считать научилась сама
03:24 20.01.2013,



Это я)
03:27 20.01.2013, ter4ik



Если мама в процессе занятий с ребенком нервничает, то ей, конечно, не надо заниматься с ребенком)) Потому что толку от нервной мамы обычно мало.

На счет того, когда надо делать занятия систематическими, я бы сказала, что, наверное, лет в 5–6. Или в 8. В 1-м классе я бы однозначно не стала бы отводить ребенка в кружки/секции/студии, если их до того не было, потому что 1-й класс — это и так стресс, зачем добавлять к нему еще один?

В 5 лет ребенок, мне кажется, уже достаточно взрослый, чтобы принять решение: хочу или не хочу заниматься танцами, спортом, музыкой и т.д. К тому же организм уже вполне сформировался, чтобы, например, обойтись без дневного сна, если на это время выпадают тренировки или репетиции.

До 5 лет, на мой взгляд, какие-то доп.занятия могут быть, но (чисто мое мнение!) их не должно быть очень много, особенно если человек в сад ходит. Должны быть хотя бы пара дней в неделю, когда ребенок "выходной", т.е. никуда не ходит, только с мамой-папой.

По поводу настаивать/не настаивать. У моей дочки был период, перед 1-м классом как раз, когда она заявила, что, наверное, не будет ходить на танцы: "Я же буду в школу ходить, надо будет уроки делать, уставать сильно буду"))) Я ей предложила: "Давай ты первый месяц походишь, посмотришь, будешь ли уставать. Если да, тогда заберем тебя с танцев". Дочка согласилась, а через месяц об этом разговоре даже не вспомнила)) Ну, и когда случались периоды охлаждения, я стимулировала интерес покупкой новых заколочек для танцев, брелочков в виде танцовщиц и прочих мелочей. Сейчас этого не требуется, дочь летит на репетиции с горящими глазами.

Недавно дочка стала ходить еще и в художественную школу, причем по собственной инициативе. Ей нравится. Я рада, что ей интересно.

На счет младшей — куда бы ее отправить позаниматься — пока не задумывалась сильно. Мы начали было ходить в танцевальную группу "Мама и малыш" в той же студии, где танцует старшая, но там группу не удалось набрать. Отложили до зимы. Мелкой, вроде, нравилось туда ходить, тем более у нее стимул есть в лице старшей сестры.

Наверное, в бассейн интересно было бы походить, но у нас в городе, к сожалению, нет бассейна, куда пускали бы с такими маленькими.

На английский точно рано. Рисовать? Можно было бы. Но я думаю, что это было бы полезно, прежде всего, для меня: посмотреть, как надо заниматься. Хотя, возможно, в этом возрасте категории "правильно/неправильно" неприменимы. Главное, чтобы была мама, которой интересно было бы с дитем рисовать, лепить, танцевать и слушать музыку. А "правильно" или "неправильно" она это делает — как бы и не важно)

Я бы еще просто почаще водила ребенка в какой-нибудь детский центр попрыгать на батутах и полазать на горках, потому что дома этого нет, а ей нравится. И я думаю, на данном этапе это гораздо круче всяких танцев, рисования и английского)

Прошу прощения за многобуковие))



14:36 19.01.2013, Polixenia



Спасибо за многобуковие) мне и добавить нечего. Праткически полностью мое видение ситуации)
02:02 22.01.2013, Geba



В психологии развития есть понятие ведущей деятельности. Считается, что чз нее происходит формирование психических новообразований, т.е. и реализуется психическое развитие. В младенчестве это эмоционально-тактильное общение с взрослым (лучше мамой), в раннем детстве (1–3г) — предметно-манипулятивная деятельность, в дошкольном — игровая, в школьном — учебная. Считается, что в реализации "предыдущей" деятельности созревают функциональные основы для формирования следующей. Каждая новая деятельность формируется постепенно и не отменяет наличия предыдущих видов деятельности и их роли в психическом развитии, просто на ведущую ложится основная нагрузка. Таким образом, перекладывая нагрузку с ведущей деятельности на "неведущую", в 3–6 лет получается — с игровой на учебную, мы с одной стороны перегружаем еще недоформированные системы, заставляя их опираться на несвойственные для себя звенья, с др стороны, мы не даем возможности в полной мере развиться тем самым "свойственным" звеньям. Собственно поэтому в дошкольном возрасте так хорошо идут игровые методы обучения. В более старшем возрасте игровые методы тоже дают хороший результат, но сама игра отнимает много времени, тогда как личность уже достаточно зрелая, что бы ребенок мог сесть и выучить/выполнить что-то не отвлекаясь на дополнительный антураж. Получается, что за единицу времени потребляется больше знаний:)) Когда же мы применяем методы школьного обучения к детям, школьного возраста недостигшим, мы наоборот, сокращаем количество знаний на единицу времени, по сравнению с тем, сколько бы удалось "впихнуть" в ре игровыми методами. Другой вопрос, что делать ребенку с "преждевременными" знаниями? Например, мы можем научить 3хлетку названиям геометрических фигур. Что ему это даст? Возможность порадовать родителей, а еще? Что ему делать с этими словами, если думает он еще образами? Или можно научить 4хлетку читать, но что толку, если он еще личностно, да и мышленчески, не созрел уединиться с книжкой?
Так что, универсальный принцип обучения — не выходить за пределы зон ближайшего развития конкретного ребенка.

01:41 21.01.2013, MarinaT



Я недавно у Ольги Писарик прочитала пост на эту тему: http://olgapisaryk.livejournal.com/147129.html
там забавно в комментах, с опровержениями. Короче с доводами тех, кто считает что раннее обучение вредно, все понятно. Но там приводятся еще мнения, которые тоже вроде на каких-то исследованиях основываются, с противоположными выводами)))). Суть в том, что мозг приучается работать, и чем больше он нагружается (особенно если нагружается по запросу, а не насильно) — тем лучше он работает, и это во вред пойти не может. Курение родителей идет во вред), не знаю там, травмы, а вот если ребенок интересуется английским языком в три года вдруг или схемами леговскими — то это не значит, что он нобелевскую премию потом не получит или обязательно станет невротиком. То есть это очень умозрительно, что вот он такие связи нейронные привыкнет строить, а потом взрослый будет тупить всю жизнь потому, что другие не построить уже, типа алгоритм работы мозга другой. Совсем не факт))
Мне кажется можно расслабиться и делать то, что нравится ребенку. Даже если это немного не модно)) (потому что где-то может быть друг перед другом хвастаются знанием параллелепипедов, а в какой-то среде сказать, что ребенок считает-читает до школы — это айяйяй, родительские амбиции и вы лишаете ребенка детства))). И если вдруг он случайно начнет в три года читать (у меня есть такой знакомый, сам начал, его не учили) — то это не значит, что у него колоссальные проблемы)). И не значит что он особенно-особенно одаренный. Просто это его и все, зато может лазить хуже будет, или там гвоздь всю жизнь не сможет забить)). Ну начал и начал, кто-то бегает хорошо, кто-то мечтает-сидит, поет, кто-то рисует-лепит, кто-то читает. Ну и прекрасно)). Не надо из этого делать выводы сразу на его перспективы, ни в каком ключе.
А то ж на фоне повального увлечения развивалками противоположные и не менее жесткие правила начинают настойчиво и для всех утверждать как единственные. Что вот, иностранные языки только с 7 (или скольки там? я кажется встречала вариант, и что с 11) лет, иначе ВРЕДНО, или там читать только с 8, как в вальдорфе. Все же видно по ребенку, ребенок не будет действовать себе во вред или выбирать увлечения неискренне (это я про выбор игр и занятий, не про телевизор и конфеты))).
Хотя Доманы всякие мне тоже совсем не близки))) просто не может же быть все у всех одинаково.

11:58 21.01.2013, sasha



На самом деле, нейровизуализационные методы исследований только подтвердили то, что психологам давно известно — психические функции меняют свой состав по мере своего развити. Например, в состав зрительного восприятия у годоваса входят все виды чувствительности — тактильная (поэтому ему все важно схватить руками), вкусовая (поэтому они все тянут в рот), слуховая и кинестетическая (поэтому они всем стучат и трясут) … Соответственно, если визуализировать активность мозга годоваса, когда он распознает зрительные образы, мы увидим активность и в заднелобных, и теменных и в височных отделах. С возрастом все эти связи сворачиваются и уходят в "запасной фонд афферентаций", зато появляется вербальное опосредование образа и при нейровизуализации мы увидим активность и речевых зон. В свою очередь, зрительное восприятие встраивается во все др виды восприятия и при распознавании образов силами других, не зрительных, модальностей, на МРТ мы увидим активность зрительной коры.
Если речь идет о более сложных, чем простое распознавание, процессах, то активируются и др зоны ГМ, например, лобные. Здесь тоже не все так просто:) лобные доли созревают бм достаточно для того, что бы человек мог самостоятельно планировать и контролировать деятельность к 7–8 годам, а после 60 лет активность лобных долей значительно снижается, тк накоплено достаточно "готовых решений" для того спектра задач, с решением которых человеку приходится регулярно сталкиваться. Соответственно, при визуализации работы ГМ людей решающих одни и те же задачи, но находящихся в разных возрастах мы увидим совсем не одинаковую активность лобных долей.
Отдельная история с полушариями. В более раннем возрасте они менее функционально дифференцированны, чем в более позднем. Поэтому мы будем видеть разную степень активности при решении одних и тех же задач в разном возрасте.

Прочитала, что написала и поняла, что нифига не прояснила, а только всех окончательно запутала:))

Короче, если переживать за то, что в детском возрасте какие-то межнейронные связи не сформируются или сформируются не все:), надо заботиться о том, что бы малыш как можно больше провел времени на руках и в поцелуях, карапузу обеспечить возможность манипулировать всеми интересующими его предметами и играть во все интересующие его игры, а ребенка научить всему, что он может и хочет делать сам, сразу как научится (Например, научили читать, он взял книжку, пошел читать. Не чз год-три-пять, а как запомнил все буквы).
Ключевое слово — интерес. Личный интерес ребенка. Тк ощущение удовлетворенности интереса является составляющей стратегии развития всей личности.

02:45 24.01.2013, MarinaT



Всегда с удовольствием читаю Ваши комментарии)))
09:59 25.01.2013, mageta



Марина, большое спасибо за разъяснение! Мне кажется, вы тоскуете по научной деятельности или, наоборот, в нее погружены?:-) По-моему, для простого смертного все чудесно сформулировано в последнем абзаце!:-) Благодарю!
02:45 25.01.2013, Geba



меня вот зацепило про дошкольников, что у них главное дело изучать не абстрактные вещи: буквы, цифры, а то, что под рукой растения, животных, явления природы, а главное, главное, отношения между людьми. вот что. то есть, этих людей надо где-то брать, с которыми общаться. а сидеть сиднем в своей берлоге значит упустить ребенкины возможности научиться с ними контачить. а я бы засела дома и никого не видела. а нужны бабушки-дедушки, ровесники, дяди-тети и мимо пробегающие собаки.:)
12:14 21.01.2013, Олеся



а в с пределах семьи разве нет "отношений"? До 3 лет бмне кажется, вполне хватает рамок семьи. А уж если детей больше, чем один, то поле для деятельности есть:-) После 3х детская площадка, знакомые/родственники с детьми, группы короткого пребывания. В кружках секциях как-то сложно, на мой взгляд, с "отношениями". Там все-таки собираются с конкретной целью, и свободной игры ("отношений") фактически нет.
02:00 22.01.2013, Geba



ну да, для трехлетки хватает, а пятилетке дома недостаточно.
потом отношения у них, как правило, между собой. а я тут для мебели, папа по выходным.
а вот вторая часть сообщения мне категорически не нравится: ни площадка, ни родственники с детьми, ни тем более группы какого бы то ни было пребывания во мне не возбуждают радости и веселья.

02:17 22.01.2013, Олеся



эээ, я тогда что-то не уловила) Вы пишите: "то есть, этих людей надо где-то брать, с которыми общаться. а сидеть сиднем в своей берлоге значит упустить ребенкины возможности научиться с ними контачить.» А где "это" тогда взять, если вторая часть категорчиески возмущает)) Или вы о саде?
06:27 22.01.2013, Geba



садики я вообще не перевариваю 8), вот такой я людофоб, бедные мои крошки.
мне иногда и тех людей, которые у меня дома живут и то много :)), а мне еще чужих впридачу.
я не жалуюсь, я просто пыталась акцентировать внимание мам, обсуждающих в этой теме раннее и не очень раннее развитие, не на геометрических фигурах, которые малышам не слишком актуальны, а на умении малышей общаться друг с другом и со взрослыми и вообще всяко-разно взаимодействовать. что это важное умение и самое время его развивать.
а именно, нравится или не нравится маме, а сидеть с пятилеткой в четырех стенах или гулять только по парку вдали от людей, все-таки неправильно :(

07:47 22.01.2013, Олеся



Лена Данилова предлагает на своем сайте несколько другой взгляд на обучение, отличный от классического, интересно обосновывает.
10:03 21.01.2013, * ИгорьГожий



беда этих детских уголков, что кроме бассейна с шариками или батута, там где-нибудь еще телевизор вещает :((
и глазки у ребенка сразу стекленеют и оторвать невозможно.

09:04 20.01.2013, Олеся



слава Богу, у нас в городе именно в детских центрах такой проблемы нет. Плазма с мультиками есть в детском кафе. Но когда мы приходим туда, сразу просим выключить телек.
09:11 20.01.2013, Polixenia



:)) у меня есть "пунктик" по поводу мультфильмов и телевизора. Так вот я буквально притягиваю мультфильмы. Куда бы мы не пришли с ребенком, тут же из под земли возникает какой-нибудь чудесный человек, который включает — Специально-Для-Вашего-Мальчика-Чтоб-Ему-Не-Было-Скучно — экран. В магазинах электроники, у стоматолога, у остеопата, в одежных магазинах. Это мрак, товарищи.
16:30 20.01.2013, Лисичка



)) да уж)) у кого-то из знакомых было такое. Как только мама расслабилась и "забила" на свой пунктик, все встало на свои места. Вспомнила, у меня как-то летом был момент, когда мы выходили гулять, мне жутко хотелось потрындеть с подругой. Я очень ждала прогулки, и мои дети как назло либо повисали на мне, либо никак не могли гармонично играть рядом))) Я сдалась. Решила, ну занчит, буду с детьми играть, в итоге дети сами себя прекрасно занимали)
04:43 21.01.2013, Geba



)) может, у стоматолога или в одежном магазине, пока маме надо выбрать подходящий наряд, пусть будет мультик? А в кафе и детском центре, конечно, лучше не надо.
22:47 20.01.2013, Polixenia