|
Главная / Психология и психотерапия / Взаимоотношения с детьми и воспитание / поощрить говорить
| Доброго дня! Обращаюсь за таким советом:
ребенку 2 года, мальчик, недавно начал говорить — в смысле почти одновременно появилось слов 5–7 после имевшихся в запасе 2–3. И вот возник вопрос, как поощрить ребенка говорить?
есть такое ощущение, что он не говорит, особенно при родителях, потому что стесняется… Вроде и стараемся поощрять, и хвалить, и за каждым словом кричим "Браво, браво!» и хлопаем в ладоши — он это очень любит, сам подхватывает, но в итоге начинает хлопать уже без слов, требуя продолжения аплодисментов. Говоришь мягко, что сейчас то хлопать не за что — слово-то не произнесено, а он все равно продолжает увлеченно хлопать.
Показываем фотографии с коварным вопросом — а это кто? иногда называет "ПАПА" или "мама", но редко, чаще показывает.
Книжки с картинками, которые все ему по его же требованию называем — регулярно весь год.
И очень много лопочет на своем языке, во всю жестикулируя. 23:47 08.07.2012, Tamika
|
|
| Захотелось отписаться, как у нас сейчас. Ребенку 3, 2 года. Посмотрели мы на разных логопедов и знаете, та самая Татьяна Грузинова, про которую я писала, оказалось крутее всех — очень мало кто умеет играть с детьми и в игре учить их говорить. Она умеет. только от нее от не убегал и с удовольствием делал все упражнения — под каждую игрушку или действие она предлагала жест, на который крепился нужный звук. Собственно, дальше можно дома изобретать такие вещи. Слова вода таким образом освоили с полпинка — пальчик к нижней губе и несколько раз понажимать, произнося "в-в-в", а потом одной рукой похлопать о другую, как гвоздь забиваешь, строя дом — "да-да-да!». И она точно сказала, что ребенок будет делать через полгода. Я когда видео с первой консультации через полгода пересматривала, глазам и ушам своим не поверила. Сходили к ней еще раз. Говорит, что задержка будет еще 1, 5 года примерно. Но что интересно — у него просто интерес к речи проснулся только недавно. Где-то с 3-х лет его как прорвало — постоянно пытается что-то произносить. Параллельно пошли в логопедический садик. И уже после первой недели хождения появились "х" и "ф", "ху" вместо "хрю" и даже "молоко"!!! Ну конечно согласные кроме "к" были проглочены, но это было трехсложное слово и я его сразу узнала. Были у нескольких неврологов, даже нашли очень хорошего именно по ЗРР. Сначала попадали к тем, кто советовал параллельно пить ноотропы или капать. Перерыла весь инет, позвонила Прудник Елене Геннадьевне и Примаковой Анастасии. На их мнении и остановилась — пока и так идет скачок в речи, не стоит пить лекарства. И уже от меня из всего, что узнала: влияние этих лекарств на мозг спорно и может аукнуться в подростковом возрасте, а волшебных таблеток нет. Кстати, к остеопату у нас больше не сложилось попасть. И без этого в 3 года ребенок полностью освоил свой язык. Теперь постоянно это демонстрирует.:)
Вот. Может, кому-то пригодиться. 07:40 07.10.2013, Tamika
|
|
| подниму тему — нам уже 2 и 8. и мы не говорим. не желаем. есть МА и ПА, иногда тихо и робко МАМА или ПАПА с ударением в обоих случаях на последний слог. К остеопату ходим — 2 раза были, единственное изменение, которое заметила — ребенок начал свободно язык высовывать и делать его и лопаткой и клинышком. раньше вообще высовывать не любил и клинышком никогда не делал. И вот еще — у него практически не было стадии "все в рот". Я не то, чтобы паникую, но это уже навязчивое ожидание. Иногда при нем говорим об этом. Знаю, что не стоит, но изредка проскальзывает. При этом МАМА он может сказать, когда зовет что-то ему важное сделать — сначала всякие эй и а, а если долго не иду, то робко МА, а под конец и МАМА. Правда, слышно, как неуверенно овладевает 2-мя слогами. Остеопат предположила, что он перфекционист — не начнет говорить, пока не будет уверен, что уже хорошо может это сделать. По его характеру и тому, как он готовился пойти, соглашусь с этим. Успокойте, что ли, или совет какой дайте, чем с ним можно позанимаиться. 12:41 15.03.2013, Tamika
|
|
| скажу, наверное, для многих здесь крамолу, но я бы подождала. У вас есть слова остеопата, у вас ест свое чутье (про подготовку к хождению). Дайте время. В целом как развит ребенок? Ведь к врачу пойдешт с залобами, так он обязательно отреагирут, че-нить да найдет:-)
У меня из окружения есть два примера. Один — моя сестра. По словам мамы она до 3 лет ничего кроме мама и папа не говорила. Ездили с ней чуть ли не к эстрасенсам! Одна "милая" местная невропатолог сходу поставила ДЦП! Потом нашли по рекомендации логопеда из обычного сада, после 1 месяца занятий ребенок заговорил. Ставили какую-то моторную аллалию… уже и не помню точно. Это вс есо слов мамы.
Второй пример видела сама лично. Мальчик до 3 лет тоже говорил только мама и папа. Общее ращвитие было (на мой взгляд) совершенно в рамказ возраста. После 3 словно включили кнопку:-)
У меня сейчас младшей почти 3. По моим наблюдениям, развитие вполне в норме, эмоционально очень развита, общительна. Но речь "пошла" недавно. Сейчас в стадии "говорит многое", но не целое слово произносит, а слог, исключая короткие двусложные слова. Я пока наблюдаю и жду. Причем всевозжможные вещи из артикуляционной гимнастики делает легко: лодочки, клинышки, провести по губам, часики, щелкает языком "как лошадка" (так у меня и говорящая средняя не щелкает:-))
Есть пока только мысли про остеопата.
Решать вам)
14:29 16.03.2013, Geba
|
|
| Я бы тоже, исключительно для своего спокойствия, посетила бы надежного невролога и логопеда. Лучше перебдеть, чем недобдеть, а потом думать, что можно было бы раньше что-то изменить. И, кстати, в ЦЛП у нас например, в районе, очереди нет на комиссию вообще. Я позвонила и на след неделе в декабре уже мы были на комиссии. У нас в районе останкино, именно в ЦЛП очень хорошо работают с такими детишками (соседский мальчик ходил с такой же проблемой где-то с 2, 3 до 3 лет) и его там "разговорили". 07:09 18.03.2013, katenka
|
|
| ну если кому интересно, расскажу результаты нашей консультации: 1) проходило все здорово — большая комната с игрушками, женщина сразу начала с ребенком играть, делая акценты на нужные ей вещи — провоцируя его называть звуки, делать определенные движения, он сразу адаптировался, 2) выдала нам несколько неожиданную для меня информацию — о недоразвитости общей координации (я всегда была уверена, собственно, как и окружающие, что у меня самый ловкий и активный ребенок, однако на днях заметила, что по сравнению с началом зимы он стал гораздо ловчее передвигаться по глубокому снегу, а раньше на самом деле был неуклюжим медвежонком на улице), особо проявляющейся в губах — они совсем не двигаются, из-за чего произвольная речь тормозится, 3) и самое удивительное, что при этом нам дали комплекс игр, которые можно проводить дома и никуда даже кататься не надо. И отпустили с миром до конца августа, описав, какие результаты за это время должны появиться. Так что я в восторге. И я поняла, почему иногда у нас появляются новые звуки, а потом куда-то пропадают — он непроизвольно может сказать, но не чувствует, как он это сделал, от чего и повторить не может. Так что теперь тренировка в игре — наше всё.:) 14:07 23.03.2013, Tamika
|
|
| Согласна с Олесей. Именно вот поощрять наверное лишнее. Мне кажется что дети начинают говорить, потому что взрослые тоже разговаривают, такое подражание. Я например специально прям, не ждала никакого ответа от ре и не выманивала его на разговор. Просто разговаривала как обычно, и мне казалось тогда, что этим я не давлю на ре, а он типа не чувствует что от него хотят услышать слово, и он может быть спокоен и свободен и стеснения (если такое бывает) не возникнет. А иногда фразы строила так, чтобы дочурка хоть как то отвечала. В основном да или нет. Ну или то что ре точно умеет сказать . У ре получается это сказать в разговоре с мамой, он радуется что получается и это лучший стимул попробовать еще что нибудь выдать. 10:21 09.07.2012, bagira
|
|
| Соревновательность. Метод, которым мы воспитываем, остается ведущим стимулом в жизни и вызывает большие проблемы в семейной жизни потом. У взрослого человека.
Какая разница, когда и с какой скоростью он заговорит как взрослый? Почему браво? За что браво? Он сделал какое-то доброе дело вопреки своей природе и желаниям? Нас радует, когда дети нас радуют, и мы естественно радуемся. И это естественная поддержка и одобрение, надеюсь, важных вещей: не побед над другими, не скорости развития, а чего-то настоящего. Например, помог. Например, сказал спасибо. Например, исправил. Классно, что один рано заговорил, можно гордиться, но насколько в этом его заслуга. Это как кричать браво девочке за то, что она красива. Это ее заслуга?:) 11:09 09.07.2012, Myriamm
|
|
| Вообще говоря, речь в раннем возрасте усваивается естественным путем (отсюда, кстати метод раннего обучения иностранным языкам с гувернерами). Переводить ее в произвольное поле штука вредная — речь не обрастает той самой естественностью, значит, в нее не включаются др психические функции, особенно, от правого музыкально-эмоционального полушария, речь делается отрывистой, такой телеграфно-попугайной одна из причин, по которым хорошие логопеды не берут детей до 4–5лет).
Наиболее продуктивная помощь — существование с ре в диалоге, как в вербальном, так и в поведенческом. Еще нужно обеспечивать его хорошими эмоциями, они расстормаживают процессы и речь в тч. Негативные тоже могут растормозить, но ведь ребенок же:)) хорошо показывать то, чего никогда не видел/не обращал внимания — стихию какую-нибудь, закат/рассвет, шторм… Короче, что-то неумещающееся в привычный опыт и требующее означения. Стихи учите, лучше в тему, например, в зоопарк пойдете и всяких деток в клетке да мохнатую азбуку вспоминайте. Песни пойте. А "браво" не кричите. Не поможет.
Да, и не надо на каждый раз на каждый мык реагировать, поспрашивайте, что хочет, по перечисляйте (только не "это?», а называйте предметы/действия) возможные варианты запроса. Это приучит к мысли, что нормально называть, что хочешь. Если дело не срочное, сдавайтесь не сразу, подождите, когда разозлится немного, мож чего и выдаст:)) 13:17 09.07.2012, MarinaT
|
|
| Весь ужас в том, что я так теперь со всеми разговариваю: "возьмите ручечку, ручечку возьмите, да, да, и напишите на листочке вот таааак, хо-ро-шооо. Ба-бах! Упала ручка, упала. Ну, ничего, мы ее сейчас поднимем". 15:31 10.07.2012, Лисичка
|
|
| добавлю, что мне наша врач невролог, которой я доверяю, говорила, что начиная с 1.5 лет с ребенком надо говорить- говорить, все действия обьяснять, что то новое показывать, как Марина написала, и вынуждать обьяснять, что надо, типа, я не понимаю, скажи что ты хочешь. 12:39 10.07.2012, katenka
|
|
| Тут главное тоже не переборщить, индивидуальный подход опять-таки. У меня Лиза поздно говорить начала, в 3 года только, до этого несколько слов и все. И она очень злилась, когда ее "не понимали", те представляете, ре все понимает, а выразить свои мысли, отношение не может! + ее характер, эмоциональность и получалась жуткая смесь. В общем, надо чувствовать когда можно " не понимать", а когда помочь надо и самой озвучить. Ну это каждая мама сама видит. Главное себе доверять.
Это я к тому, что я полностью согласна с неврологом и с вами. Просто вижу как многие родители хор советы принимают буквально, без скидок и соотнесения к конкретному(своему) ребенку! Получается караул:( 23:24 10.07.2012, bagira
|
|
|
|