+7 985 921-74-72
Быть женщиной. Возрождение традиции.




У вас незнакомое лицо. Попробуйте ввести пароль или зарегистрируйтесь.



Главная / Психология и психотерапия / Взаимоотношения с детьми и воспитание / авторитарность или демократия?


Здравствуйте!
Сыну 2 года, последнее время стал натурой увлекающейся:). Это значит, что его очень сложно переключить с одного действия на другое. Сначала не хочет гулять, потом не хочет домой, не хочет в ванную, не хочет из ванной, не хочет играть, хочет читать, и наоборот. Или наоборот, что-то очень хочет, что сейчас нельзя/не надо — лишнее сладкое, сторить шалаш, когда уже одет и мы выходим на улицу. Я понимаю, что в идеале его нужно "забалтывать", но если честно, такие ситуации происходят на дню стописят раз и терпения, а иногда и времени не хватает убалтывать "пойти посмотреть вон на ту синюю ворону" и т.д. Хватаю в охапку и проявляю силу:(. Он орет при этом конечно, как будто его режут. А тут со свекровью сцепились — он от нее не хотел уходить, минут 30 мы за ним бегали-убалтывали, в конце концов муж схватил в охапку, сын в визг, свекровь тоже:). И она категорически настаивает, что с ребенком до 5 лет надо только по -хорошему. И все разрешать, в пределах его безопасности. Это что, правда так, да? Совсем-совсем авторитаризм нельзя проявлять? Проблема еще в том, что на "дуду" его уже не возьмешь, не уболтаешь просто так. ОН готов принять мелкие взятки в виде любимых "ништяков" — конфета, лишний мультик, или еще что-то милое сердцу. Но ведь не правильно переключать внимание этим. Очень хотелось услышыть как мнение Игоря, так и мнение мам — стоит ли и можно ли использовать "насилие" (имеется в виду брать например, за руку/на руки и вести/тащить куда надо, или отказывать не переключаа внимание, а просто — нет и все, не в коем случае не бить конечно)?
спасибо!

10:05 27.02.2012, katenka



Спасибо всем за комментарии:) Олеся, над Вашими как всегда улыбалась:) перечитала свой вопрос и поняла, что немного не так сформулировала. Читала у Игоря, что двухлеткам нужно ставить четкие границы и они на них сами нарываются. Но с другой- все советуют все таки сглаживать. Хотела спросить — вот где грань между четким установлением границ и этими постоянными компромиссами, которые, как не крути, являются ништяками.
12:54 28.02.2012, katenka



Компромиссы — это не про "ништяки", а про договор. Это не так, что: "Согласишься — дам конфету, а именно, : "давай с тобой договоримся, катаемся на этой качели и домой", он: "нет", тогда: " ну ладно, на этой 2 раза и на той 2. "
примерно так.

10:06 04.03.2012, * ИгорьГожий



умение "убалтывать" нужное и полезное.:) этому все равно придется учиться, пока не освоишь в совершенстве и не доведешь навык до автоматизма ;).
потому что двухлетку, если что, донесешь куда надо под мышкой, а вот ребенка постарше?
Двухлетка, как ни странно, хуже поддается убалтыванию и отвлечению, чем четырехлетка (по крайней мере так у нас).
Так что если мои сцепились из-за какого-нибудь кукольного барахла, вы догадываетесь, кого я отвлекаю :)))), причем чаще всего получается изящно, и все довольны. Младший получил свой ништяк, из-за которого весь сыр-бор, а старший получил нечто еще более привлекательное. Но и у нас не всегда гладко… отнюдь.

10:57 28.02.2012, Олеся



а вообще да, еще пешком под стол ходит, а туда же :)
на все свое мнение у него, понимаешь.
давно ли я плакалась, что все прогулки на пролет должна таскать его на ручках, а уже только ногами да ногами, да на все разрешение у него надо спрашивать, и куртку снять разрешение спроси, и отдельно, чтоб сапоги снять и чтоб на ручки взять. а если он не расположен, то руками не замай. словечко новое выучил ""СЯМ"! и все теперь делает "сям". даже в автобус входит и заходит сам, уж как умеет, так и заходит. многие тоже считают, что я слишком много ему позволяю. но если получается обойтись без рева и перемещения под мышкой, я себя за это хвалю. А бывает, что и несу куда мне надо, и потом не терзаюсь муками совести, сама обижу, сама пожалею, что ж теперь.

11:09 28.02.2012, Олеся



Оооо, переходы — это у нас сейчас больная тема) В цлп рекомендуют делать "расписание" — ряд съемных картинок, последовательность дел. Для облегчения перехода от дела к делу как раз. И это расписание помогает "обезличить" необходимость закончить одно и начать другое — не потому, что злая мама своей волей так велела (и можно ее переубедить), а потому что такой общий порядок) . Новое дело по возможности надо не обрушивать внезапно, а постепенно вводить: сейчас мы покачаемся 10 раз на качелях, а потом пойдем в магазин, считаем! Еще помогает сочувствовать ребенку: что поделать, что приходится уходить, мне тебя так жалко, я бы тоже осталась, но нам уже пора. Т.е. вставать на сторону ребенка в проблеме.
про авторитаризм — я сейчас с удовольствием читаю жж Ольги Писарик, семейного психолога. У нее же есть сообщество для родителей "заботливая альфа". Там о лидерстве в семье, очень интересно.
http://olgapisaryk.livejournal.com/
13:15 27.02.2012, Lesley



Я тоже говорю, чтоб не вызвать гнев в свою сторону "время спать" или "время обедать", но это я для старшей распинаюсь :)
13:58 27.02.2012, Олеся



Повезло с бабушкой :-)
12:35 27.02.2012, Женя



ага ;;) только легко убалтывать когда ты раз в неделю по 2 часа сидишь. И сто конфет в рот — и одеваешь — он не плачет конечно — рот забит :)
13:01 27.02.2012, katenka



конфеты не дело, щас придет терчик и на законных основаниях всех нас покусает своими идеальными зубами.:)))
10:58 28.02.2012, Олеся



рррррр)))))))))
11:41 28.02.2012, ter4ik



а если про 2х летку — я слабо помню)), но точно чем старше, тем легче договариваться. правда, мы никогда не велись на оры и скандалы, ребенка быстро поняла, что договариваться ей же выгоднее
11:42 28.02.2012, ter4ik



А мне помогает предупреждать о будущих действиях. Т.е. "Через 5 минут будем одеваться. … Осталось 4 минутки… Еще две минутки… Ну все, еще минутка и идем.» Обычно к этому моменту ре полностью готов сотрудничать :) И порядок действий тоже проговаривать: сейчас мы встали, умоемся, покушаем и т.д.
Но главное убедиться, что ребенок вообще тебя слышит. А то, увлекшись игрой, может и не среагировать. Поэтому для верности я иногда переспрашиваю, слышал ли он.

05:41 28.02.2012, Elaya



спасибо, это правда работает!
12:55 28.02.2012, katenka



А мне кажется, что это такое изощренное издевательство — через каждую минуту повторять, что вот через четыре, три, две минуты все, что тебе нравится закончится, гейм овер. Моя мама любит такие приколы, помню, на меня такая тоска накатывала от этих: 5, 4, 3, 2, 1. Я уже не могла наслаждаться желаемым занятием, когда над душой постоянно стояли и напоминали, что тю-тю, песенка спета. Я не про Вас конкретно, тем более Вы пишите, что Вам и малышу это помогает. Но у меня просто жуткие воспоминания о таком методе, просто отрава радости, бррр.
12:46 28.02.2012, Лисичка



а я, если честно, вообще плохо как-то представляю, чтобы считание минут как-то было понятно двухлетке. Ну, моя бы точно не поняла, если бы я сказала: "Тааак, до окончания игры две минуты… одна минута…»

Для старшей, когда она была маленькая, у меня был таймер. То есть, если она садилась смотреть мультики, то мы ставили таймер минут на 20, и когда он звонил, телек или комп выключались.

С младшей в эти игры пока не играем, потому что еще рано. Тут надо просто убалтывать и быстро переключать внимание на что-то другое. Например, у нее часто есть желание пореветь после просмотра очередной серии мультфильма "Маша и Медведь". "Еще хочу! ааа!» Но какая-нибудь фраза, сказанная загадочным голосом, по типу: "А пойдем поищем бармаглота!» — или что-то в подобном духе обычно работает, как надо. Ребенок забывает про Машу тут же и идет на поиски таинственного бармаглота.

Хотя бывают ситуации, когда нет — это просто нет. Без всяких заигрываний и убалтываний. Ну, да, рыдает, конечно. Но не смертельно.

05:43 29.02.2012, Polixenia



Все дети разные. Мой как раз плевать хотел на таинственный голос, но по совету девочек я стала чаще проговаривать последовательность действий и напоминать об окончании, не назойливо. И это помогает, нам лично. Не всегда, но работает. Вопрос что иногда просто уже нет сил не проговаривать ни уговаривать:)
12:51 29.02.2012, katenka



ну шо поделаешь. материнство оно такое :) тренирует :)
хороший повод научиться каким-нить полезным вещам типа терпения и т.п.:)

05:05 02.03.2012, Женя



Конечно, всякую идею можно довести до абсурда… Никто не предлагает стоять над ребенком и каждую минуту строгим голосом объявлять ему в ухо "Твое время истекает! ". И, безусловно, не всем этот метод подойдет. Можно пробовать разные варианты и варьировать их в зависимости от реакции ребенка. Это один из них. И основная, на мой взгляд, его идея в том, чтобы заранее подготовить ребенка к смене событий. Обычно, мой сын соглашается, когда я предлагаю поиграть еще 5 минут, а потом идти кушать. И всегда можно сказать, мол "ты помнишь, мы об этом договаривались". Фраза «5 минут" для него как раз очень абстрактна, а вот когда я считаю, то все понятно.
Мне проще так, чем с криком уносить ревущее чадо или полчаса его убалтывать.

11:33 29.02.2012, Elaya



я тоже считаю иногда.
еще три раза съедем с горки.первый…второй…
на счет три встаем с горшка))раз,два…
выполняется с удовольствием даже.может воспринимается как соревнование.или само вот это спортивное нравится "на старт,внимание…»)))

12:22 29.02.2012, terramissu



У меня с дочей тоже это не проходило раньше и сейчас не проходит. Хотя на мою вообще стандартные приемы не действуют. Стандартные это те которые действуют с большинством детей. С ней мы всегда договаривались. Методы ругвния или силы на нее действуют в обратную сторону.
01:01 29.02.2012, bagira



Думаю, вас это угнетало в более старшем возрасте :) А сейчас деть действительно может заиграться и забыть о времени.
Потом по мере взросления уже не надо, думаю, будет говорить через каждую минуту.

13:34 28.02.2012, Elaya



:) Мне кажется, силу проявлять просто бесполезно :) Терпеть не могу плач и канюченье, визг тем более. Поэтому стараюсь мирно все решать :) Насколько возможно. Мне проще свои планы изменить иногда, чем дочку уговорить. Но я не считаю, что это прям катастрофа какая-то… Ну, неинтересно ей со мной по взрослым делам ходить, так это же хорошо :) Зачем мне маленькая старушка рядом? Которая занимается не тем, что ЕЙ интересно, а только тем, что надо :)
Я бы согласилась, что домой не пойдем :) И довела бы до абсурда — что и спать будем тут, и есть, и домой не поедем и игрушки любимые останутся дома скучать. Как-то так… Чтоб сам еще поуговаривал домой ехать :)

11:28 27.02.2012, линочка



Помню давным-давно эта тема меня волновала, т.к. я придерживалась демократии, а муж — авторитаризма. Спрашивали Добрякова даже в одну-единственную встречу. Он сказал, что вообще в ребенке нужно воспитывать лидерские качества, т.е. постоянно интересоваться его мнением (моей в тот момент было 2.6), что дает тебе право в ОЧЕНЬ редких случаях, когда, действительно, НАДО — взять ребенка и схватить его в охапку и унести, если больше ничего не помогает. А вообще, я согласна с Вашей свекровью :) (с чужими свекровями всегда легко соглашаться :))
13:02 28.02.2012, tanichka



С добряковым ни разу не общалась, но интуитивно делала так же. Зато когда пару раз пришлось тащить, потому что нарушала правила и пыталась выбегать на дорогу (как раз в возрасте около двух лет), доча запомнила что так делать все же не надо)) и такая моя реакция на выбегание на дорогу (вопрос безопасности) не смешалась у нее с запретами на другое менее важное. Другими словами, если авторитаризм применять в действительноп принципиальных моментах (напр. В вопросах безопасности) то это будет восприниматься адекватно, т.е как действительно важное а не как стиль общения родителей
01:38 29.02.2012, bagira



А то что свекровь за мягкий подход к ре, так это отлично просто. Представьте если бы она считала наоборот — вам было бы, скажем так, некомфортно оставлять с ней ре.
01:44 29.02.2012, bagira