|
Главная / Психология и психотерапия / Взаимоотношения с детьми и воспитание / Закладывается сценарий?
| Всю жизнь была уверена, что избавлю дочку от сказок Золушка, Спящая красавица и т.д. и т.п. Точно не представляла почему, но вроде как считается, что эти сказки очень сильно влияют на выбор жизненного сценария.
Но так получилось, что сказки все-таки были прочитаны и они просто прилипли к Варе. Эти сказки Щелкунчик (она посмотрела наш советский мульт с музыкой Чайковского) — это было в ноябре 2009. Фанатела от сказки, повторяла действия "Машеньки" постоянно, напевала музыку, ходила на ледовое шоу с бабушкой. ПОлное погружение в тему. Вплоть до того, что все, что она кидала ботинок ("башмак") во все, что у нее ассоциировалось со злом (например, я на нее голос повышу): "Мама, я тебя сейчас расколдую". (Напомню, что в сказке Машенька-Мари кидала в мышиного короля башмак и ему наступал конец.
Теперь дошло дело до Золушки, и Щелкунчик померк. На даче вот уже месяц играет в потерю туфельки, заставляет меня гоняться за ней по участку, изображая принца. Потом берет книжку и наизусть "читает" мне или папе всю сказку (знает почти дословно).
Что делать? Срочно искать другие сказки? Или вообще переключиться с таких ролевых сказок? Или разрешить ей играть в это? Она вообще очень творческая девочка, может, это не поиск сценария никакой, а просто ее артистические задатки так находят выход? Или нужно как-то корректировать все это? Или вообще не обращать внимания?
Вот, наконец-то дорвалась и написала… 15:25 31.07.2010, tanichka
|
|
| Присоединюсь к ниже сказанному: сценарий не определяется сказками. Сценарий жизни определяется посланиями родителей, их иллюзиями, надеждами, верой, ненавистью и любовью. А сказка может только отразить частые в данном обществе сценарии. А для конкретного ребенка может помочь достроить картину жизни.
Если Вам не нравится судьба Золушки, Вы можете просто проверить, насколько сами верите в то, что "хорошим девочкам" (если они достаточно помучаются и пострадают) достаются Принцы. Что надо быть молчаливой Жертвой и тогда тебе воздастся. Что можно в жизни победить только предварительно хорошенько пострадав. Эта Ваша глубинная вера передается ребенку, а через сказку она эту веру осмысляет и превращает в игру, чтобы примерить на себя. 07:58 02.08.2010, * ИгорьГожий
|
|
| Все мое детство прошло в читании сказок :) Не помню, как читали их МНЕ, но сама растворилась как раз в сказках Перро, братьев Гримм и Андерсена. Странно мне было, что сын их не читал, не любил, но лет в 9 приступил и, так же как я, погрузился в мир сказок,читает запоем толстые томы, кругами от одного к другому. Но, конечно, с мальчишечьим настроем — про животных, дурачков Иванушек всяких.
Недавно я стала и Арише читать коротенькие сказки Андерсена. Ей очень нравится, а муж ворчит, что там один пессимизм и страхи.
Таня, а чего конкретно ты боишься в сказках? Мне кажется, это так нужно девчонкам! И кстати, мне тоже сложно объснить, почему :) 23:24 31.07.2010, линочка
|
|
| Ну, сценарий Золушки, по-моему всяко лучше, чем сценарий Красной шапочки:))). А если серьезно, мне кажется, что от прочтения сказок сценарии не формируются (если только самую малость), гораздо большую роль играют отношения родителей между собой, с ребенком, с миром. Могу, конечно, ошибаться.
Я, кстати, в детстве (сама этого не помню, мама рассказывала) очень здорово играла "в сказки". Любимая была "Кот, лиса и петух"(там где несет меня лиса за темные леса). Думаю, это у многих детей так. Сын играет в кошку (он у нас кошка, черная Мышонка — так на самом деле нашу домашнюю кошку зовут — часто мяукает и не прочь пробежаться на четвереньках). 11:55 01.08.2010, urakanikuli
|
|
| лиса несла кота к бабушке от мамы… или сама кем-то была — бабушкой например или мамой, кто отвозил…
любимыми сказки становятся не просто так. но понять, какая любимая, можно будет через 20 лет. когда сядешь и всплывет одна. а сейчас любимые многие, меняясь и чередуясь. через 20 лет всплывет сценарная. а сейчас ни о чем не говорит, что любит одну, потом другую. сказки могут стать основами сценария, но это ж не значит, что не читать сказки теперь и не играть их :) Это же еще и основа сказкотерапии :) И тоже любимые именно сейчас — не просто так выбираются, а те, чей сюжет позволяет справиться с похожей ситуацией
и наконец иногда сказка может быть просто развлечением, а не только проективной методикой :) как рисунок 13:06 01.08.2010, Myriamm
|
|
| наверное сценарий закладывается по своим причинам, генетически-воспитательным, а сказки народные — архетипические вещи, отражающие эти распространенные людские сценарии. и поэтому люди к ним так липнут и зачитываются, потому что это — про них. и через них иногда выходят, вылечиваются. а иногда — увязают. как правильно пользоваться сказками, чтобы помогали, а не вредили, я не знаю, в том числе и как правильно их сочинять. 06:44 02.08.2010, Myriamm
|
|
| А кто-нибудь из наших психологических гуру нас не научит, как правильно сочинять?:) Я вот очень хочу рассказывать своим детям добрые и мудрые, лечащие сказки про них самих и про нас, но опасаюсь, как бы хуже не вышло, не возникли новые страхи и не спровоцировались неадекватные действия.
А то мне бабушка в детстве любила рассказывать бесконечную "воспитательную" сказку про одного хулиганистого мальчика, и как-то раз мальчик этот из окна выпрыгивал, спасаясь от наказания, — потом меня родители успели снять с окна 6 этажа, а бабушка оправдывалась, что в её сказке был 1ый этаж :) 11:43 02.08.2010, lenapuh
|
|
| И я сказок боюсь! Особенно "Ослиную шкуру" — это ж надо додуматься детям рассказать про возможность женитьбы отца на дочери! И про "мальчика с пальчика" в вариации, где людоед "по ошибке" зарезал своих дочерей, мало того, что родители детей бросили, спасая от голода! Причем моя пятилетняя дочь (читает сама уже около года) знает мою непереносимость этих сказок, все время спрашивает почему я их не люблю, ну в ситуацию с ослиной шкурой она пока не вникает:), а на мое объяснение про мальчика с пальчика, что НИКОГДА нельзя бросать своих детей, эмоционально так отвечает: "Ну им же кушать было нечего!» На мой ответ, что надо работать — спрашивает "А вдруг негде или зарплату вовремя не дали?». Вот откуда это? У нас в семье пока и работать есть где и дают все вовремя всем (слава Б-гу!) и разговоров таких никогда не было, телевизор не смотрим, в сад не ходим уже больше года, видимо влияние улицы уже начинается, УЖЕ за всем не усмотришь:(- социум. Ответила ей, что тогда на огороде можно работать, овощи сажать, так пришлось на даче картошку посадить (по просьбе дочери, вдруг КУШАТЬ будет нечего (как в сказке)! А тут засуха и картошка наша желтенькая такая… Вот жду когда спросит, что делать если работать негде и урожай весь погиб? (пока не спрашивает). Видимо, дейстительно, Или вот про кота в сапогах: мало того, что все "щастье" т.н. "маркиза" построено на мошенничестве в чистом виде, но более всего меня почему-то убивает фраза: "король хватил пять-шесть стаканов вина да вдруг и говорит… " Понятно, что ситуации "жизненные", частенько именно так и бывает, но вот мораль какая — никогда так не делай? Но ведь это КНИЖКА с красивыми картинками, с "принцами-принцессами". Хочу сказать, что сама не покупала эти сказки, подарил кто-то, а книги любит с рождения, спрятать было НИКАКУЮ нельзя, пока она сама не читала, я корректировала : что-то пропускала, и т.д., теперь все дословно знает. Русские-народные не любила очень, когда нам года 3 было: за правильную речь боялась, однажды у бабушек-дедушек псомотрела ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ по их словам мультик "Волшебное кольцо", кажется, про Ваньку и мамку, кошку-собачку и колечко, все Ванькины желания исполняющее и заговорила соотвестветсвенно: "шо я одичала што ли":(. Теперь-то я такого уже не очень боюсь, может и Ш.Перро когда-нибудь перестану. "Перевоплощалась" в сказочных героев часто, то в Красную шапочку, а я должна быть волком, то в Золушку (с моей точки зрения самая безопасная сказка), а потом целый месяц была… Железным Дровосеком. Рано, конечно, прочитали, но это было ее непреодолимое желание. 03:02 06.08.2010, Яло
|
|
| Смотрите что пишут психологи (Роберт Скиннер, Джон Клииз – Семья и как в ней уцелеть):
Джон. Значит, эти сказки вечно увлекают ребятишек потому, что отвечают пережи-тым всеми ими не так давно фантазиям и проекциям?
Робин. Да, ведь для младенцев — а дети младшего возраста от них отошли еще неда-леко существуют, похоже, только "поляри-зованные" любовь и ненависть. Поставить "гра-ницы" в нужном месте между "я" и "не-я", уравновесить себя, частично «выпустив» наружу накатившую ненависть, держа в памяти нежившую в нас незадолго до этого любовь—вот уроки, которые заучивают люди с раннего детского возраста и "потеряют" всю жизнь. Всю жизнь, хотя и в меньшей степени, крайнего накала эмоции заставляют нас пользоваться упомянутым предохранительным клапаном.
Джон, И сказки помогают детям усвоить эти уроки?
Робин. Да. Сказки в действительности поощряют детей про- ецировать не поддаюп-цюся контролю чувства в образы ведьм и людоедов, и если сказку про злодеев ребенку чи-тают любимые мамочка, папочка или еще кто-то из старших, не меньше любимый, ребенок успокаивается: уж взрослые-то знают всему свое место.
Джон. Если ребенок видит, что родители не пугаются этих чувств, он решит, что ему тоже незачем их так пугаться?
Робин. Верно. А чем "безопаснее" чувства, тем меньше нужды в их проектщи. Зна-чит, ребенок начинает "владеть" ими, держать их в себе. Это, в свою очередь, значит, что чувства увязываются, лучше уравновешивают одно другое и, следовательно, утрачивают крайнюю болезненную остроту. Раз чувства менее болезненны меньше необходимости их отвергать и ставить "границы" так, чтобы их вытолкнуть. Склонность к паранойе снижается.
Джон. Любопытно. Значит, те родители, которые считают, что детей надо ограждать от традиционного сказочного злодейства, неверно ориентируют своих чад, заставляют их думать, что в сказках есть что-то, чего боятся даже родители.
Робин. Именно. Когда ко мне приходит семья и родители настроены возвести в своем доме заслон от подобных детских сказок, я знаю, что увижу запуганного ребенка. Такие сказки помогают ребенку справиться с собственным младенческим буйством чувств — при условии, что родители любяще ободряют его и сами не пугаются яростных вспышек ненависти у ребенка.
10:15 06.08.2010, s_veta_lana
|
|
| Автор сайта занимается сказкодрамой, когда собирается энное кол-во народа и разыгрывают сказку по ролям. А ведущая в определенный момент останавливает действие, задает вопросы, спрашивает про чувства из роли, герои тоже что-то могут спросить друг у друга. Мы с подругой были несколько раз на этом мероприятии — невероятно интересно! Запомнилась сказка Рапунцель, тоже, кстати, сценарная, после ее проигрывания мне она прямо с другой стороны открылась, внешний лоск отпал, остался глубинный смысл. Вот никогда раньше не приходила мне в голову мысль, а почему злая ведьма заперла бедную Рапунцель в башню? Сказкодрама все объяснила :) 07:51 24.09.2010, Elaya
|
|
|
|