|
Главная / Психология и психотерапия / Взаимоотношения с детьми и воспитание / Как научить ребенка не брать угощения у посторонних?
| Сегодня моего Максима угостили печеньем строители с соседнего дачного участка. Люди не совсем посторонние, прошлой осенью у нас пару дней работали. Но я их и сама бы не узнала, если бы они ко мне по имени не обратились, а уж Максим и подавно, т.е. они для него посторонние. С другой стороны, Максим видел, что я с ними разговаривала, значит, не совсем чужие. Печенье они ему предложили, когда меня не было рядом. Он довольный принес его бабушке, та ничего и не сказала против. Короче, замяли мы эту ситуацию без комментариев для ребенка. Но, вопрос о том, как вести себя в подобных ситуациях, остался открытым.
С одной стороны, я не хочу, чтобы мой ребенок брал что-то у посторонних и тем более ел. С другой стороны, я не хочу обижать людей в их добрых порывах, не хочу показывать сыну пример неделикатного поведения. Опять же, эта самая деликатность мне нередко выходит боком: я, как Олеся, постоянно становлюсь благодарным слушателем всех бабушек на улице, подвыпивших соседей по участкам, которым не с кем поговорить, не умею отшивать пристающих ухажеров в ресторане, не ложусь спать до последнего гостя (а гости у меня каждые выходные) – всё боюсь кого-то нечаянно обидеть. Это я в маму такая.
Вот и встали передо мной 2 вопроса:
1. Нужно ли воспитывать у ребенка деликатность, или это не деликатность вовсе?
2. Как и ЧТО объяснять ребенку 3, 5 лет про угощения от посторонних: всё нести маме – а потом куда? Сразу отказываться – не сложно ли для ребенка? Брать, говорить «спасибо» и выбрасывать – не враньё ли это?
3. Как самой вести себя, когда при мне его угощают?
Может, надо было разбить на 2 темы: про деликатность, и про угощения? Исправьте, если нужно.
07:16 31.05.2010, ivirina
|
|
| Большое спасибо, Игорь, за комментарий!
А где можно пройти эти тренинги уверенности?
Если честно, никогда бы не подумала, что мне не хватает именно уверенности. Если ОЧЕНЬ надо, я прекрасно могу и послать и отшить. Вот только необходимость в этих действиях вижу не часто.
Да и вообще, мне как-то не очень по душе такой «американский тип» общества, в котором все счастливы, потому что разрешают быть себе какими угодно: черствыми, неряшливыми, толстыми, злобными (список можно продолжать до бесконечности), и чуть что бегут за помощью к личному психоаналитку, который охотно помогает в этом духовном регрессе. Мы любим себя такими, как есть, учимся не реагировать на хамство, а куда всё это ведет общество в целом? Но это я уже в философию ударилась :-)
Не готова я пока растить детей черствыми и неранимыми, хочется какой-то человечности в жизни. А с кого начинать, как не с себя и своих детей?
Или мне уже и 10 сеансов у психолога мало?
11:34 08.06.2010, ivirina
|
|
| А я вот не поддерживаю. Я за толстокожесть. И я против духовного прогресса :)) и я не считаю, что есть регресс — в историческом плане. Все что я читаю-изучаю говорит мне о том, что никакой особой духовности никогда и не было в массах, нигде и никогда. А вот сжечь, скажем, на костре недостаточно духовных — это любили.
Сама мучаюсь от избыточной слюнтявой интеллигентности, послать кого-то всегда бесконечно долго готовлюсь — пока готовилась меня уже, глядишь, облили грязью и свалили.
Короче. Детей стараюсь воспитать бессовестными, бездуховными, аморальными эгоистами. Вот. Хо-хо. 07:06 09.06.2010, Q
|
|
| Мне кажется, психотерапия "снимает воспаление" что ли. Ты перестаешь видеть ситуацию черно-бело, и у тебя появляется свобода действовать как-то еще.
То есть, между двумя полюсными альтернативами "взять конфету" или "послать" появляются промежуточные варианты "взять, но не съесть", "не взять, но дружелюбно объяснить причину отказа". И т.д. и т.п.
Зацепило по поводу американского общества. Мне кажется, его самая большая ценность не столько в том, что там люди себе позволяют быть толстыми или черствыми или злобными (а это все же не так, на мой взгляд), а в том, что они позволяют ДРУГИМ быть такими, какие они есть. И ничего, кроме прогресса, я в этом не вижу.
А еще я вижу в этом ощущении регресса не что иное как проблему "отцов и детей". Когда "отцам" кажется, что все не то, что все катится в тартарары, а дети живут себе своей, непонятной отцам, "бездуховной" жизнью. И так из поколения в поколение. 15:04 09.06.2010, tanichka
|
|
| Ну ничего себе вопросы обсуждаются)), на ночь глядя)), как его померять то, этот регресс /или прогресс/, чтобы точно быть уверенным есть он, или нет. Что с чем сравнивается? Может по сравнению с Римом времен империи, особенно поздней, у нас сейчас такой прогресс, что мама дорогая)). А может просто представления о морали и нравственности разные)). Как можно сравнить по этому сюжету Грецию времен Гомера, Францию темных веков, Японию времен сегуната и скажем СССР при Хрущеве?)) Есть еще точка зрения, что люди не меняются, и нет ничего нового под солнцем)).
Мне вот очень нравился тот пост Любы после поездки, сама я в Америке не была и судить сложно. Но мне кажется, что при всех общих чертах, все же жизнь в Нью-Йорке отличается от жизни в Алабаме или Кентукки. И вообще см. Догвилль)).
А почему историки и социологи должны спорить? Мне кажется наоборот, должны друг друга дополнять))) 14:35 10.06.2010, sasha
|
|
| Саша, я мечтаю с тобой про это подробнее побеседовать :)) про то, что люди не меняются, и про историчность критериев морали и тп. Я была не в Нью-Йорке, но и не в Кентукки, да. Но мне лично показалось, что "не суди" — это там такая, типа, довольно универсальная установка. И мы тут тоже не в селе, кстати.
Вчера сцепилась яхыками с фанатствующей слингомамой. Кто не спит с ребенком, чтоб вы знали — растит Гитлера по меньшей мере. Просто хоть скупай все соски мира после такой беседы — полный отврат :((
И что характерно — я кивала и улыбалась. Испортила себе пол часа по меньшей мере — это на отличнейшей вечеринке. Сразу б послала — и привет. Но я не могу. И не вижу тут никакой моральности, никакой. Одно слюнтяйство :((
Фиг с ними с печеньками — как научить ре не брать ГЛУПОСТИ от посторонних??? 23:07 10.06.2010, Q
|
|
| Ну да, но Калифорния (туда же ведь была поездка?) все-таки тоже в этом плане скорее ближе к Нью-Йорку, мне кажется. Но вообще я согласна про универсальную установку. По крайней мере в том плане, что вот у нас она точно как класс отсутствует)). И не столь важно в селе или нет. То есть вот я могу немного судить про провинцию, про Нижний Новгород и область — там очень чувствуется в повседневной жизни, в личных установках завязанность людей друг на друга, на то "как принято", как на это посмотрят и прочее — причем это чувствуется только если там жить, за неделю не ощутить, но регулярно это всплывает. И право судить других с этим взаимосвязано. Ну в крови коллективизм)), сильное, давным давно закрепившееся, отставание от Запада, и в экономике, и в социокультурной сфере, все сто раз это обговорено — откуда ж взяться толерантности. В Москве этого, правда, гораздо, гораздо меньше. Но и здесь оно есть и раздражает лично меня жутко)) — мышление-то западное, ничего не поделаешь.
Просто иногда думаю, что не могу судить совсем уж уверенно — потому что сама в других обществах не жила, в Европе-Америке, ну и с другой стороны что касается совсем уж традиционных культур — то ведь их система саморегуляции тоже содержит наверняка много разумного в себе, какой-то внутренний смысл присутствует, просто своими западными мозгами мы его не понимаем. Это предположение, я на нем не настаиваю)).
Я тоже мечтаю побеседовать)), или просто в гости приехать, приехала бы на д/р с таким удовольствием)), но сами в деревню уезжаем((, проникаться сельскими ценностями))) 15:55 11.06.2010, sasha
|
|
| Слушайте, ну Вы ж сами можете найти ответ на свой изначальный вопрос. В той ссылке, которую Вы прислали, в числе первых моральных норм (выделенных, кстати, американским гуманистом :)) приведены: <i>честность, правдивость и искренность</i>. Ну так и действуйте, согласно этим нормам, когда Вашему ребенку предлагают конфету на улице! Будьте с собеседником честны, правдивы и искренни.
Единого рецепта того, что говорить, нет, потому что когда-то Вы, действительно, можете встретить старушку, которая потеряла всех детей, и для нее дать конфету малышу очень и очень важно. А когда-то отказ никого не обидит, даже наоборот, воспримется с улыбкой.
Ведь действовать всегда по негибкому шаблону — это как в одном афоризме Пуанкаре: "Сомневаться во всем, верить всему — вот два решения одинаково удобные: и то и другое избавляет нас от необходимости размышлять".
Еще. "Боясь обидеть", Вы, как мне кажется, проявляете нечестность и неискренность по отношению к человеку. Я сама такая же примерно, думала над этим тоже много, и мне кажется, что боязнь обидеть — это на самом деле приглушенное высокомерие по отношению к собеседнику, восприятие его как какого-то неполноценного существа, который не сможет справиться с Вашим отказом и помрет от горя. Но над этими вопросами как раз помогает лучше размышлять психотерапевт.
А с высказыванием "вот позволять себе ничего не делать, чтобы стать лучше, и идти за индульгенцией к психотерапевту" — я совсем не согласна. Обычно, чтобы пойти к психотерапевту, нужно настойчивое желание разобраться с проблемой. Чтоб просто за индульгенцией идти — это я, может, еще не доросла в финансовом плане до таких роскошеств :) 08:36 11.06.2010, tanichka
|
|
| Спасибо за отзывчивость!
Под какими вежливыми предлогами отказывать угощающим, и в каких ситуациях этого, возможно, делать не стоит, я для себя почерпнула из ответов самых первых откликнувшихся еще до того, как мы полезли в дебри. Так что можно именно этот вопрос считать закрытым.
Под "бояться обидеть" я подразумеваю "ответить недобрым на добро", погасить вобщем-то хороший человеческий порыв. Человек не помрет от горя, просто когда-нибудь (после сотого отказа, например) заглушит в себе этот порыв, станет чуточку черствее. И в этой его черствости будет 1 % моего участия (вот так глобально :-))
Про индульгенцию — это к "американской системе" относится, где на психотерапевтов все давно подсажены. У нас пока по-другому. И я вобщем-то совершенно не против психотерапии, но ОСОЗНАННОЙ.
И не против Америки, её ученых и народонаселения (можно не выделять жирным), потому и ставлю в кавычки. Просто тенденция пошла именно оттуда. 09:24 11.06.2010, ivirina
|
|
| Почему черствее? Нам тоже очень часто предлагают угощение, причем часто меня даже не спрашивают, а обращаются к дочери. У моей дочери, допустим, аллергии нет. А представьте, что такой добрый человек даст конфету малышу с каким-нить атопическим дерматитом или уже с бронхиальной астмой?
Еще раз, почему черствее? Можно же отказать так, чтобы не осталось осадка у предлагающего… Почему отказ обязательно ассоциируется с причинением вреда собеседнику? Вот Вам предложили покурить, а Вы не курите. Что, предлагающий должен почувствовать себя ниже плинтуса из-за этого? 10:10 11.06.2010, tanichka
|
|
| Слушьте, у нас охранник на воротах в поселке всегда, когда мы проходим мимо него, предлагает Егору конфетку или печенье. Не только нас, всех детей угощает. Я уже столько раз просила НЕ УГОЩАТЬ. В ответ: ну почему же? ну ему же хочется? каждый раз что-то произношу про аллергию, сбитый аппетит, испорченные зубы, каждый раз дядя Володя изображает обиду, а в следующий раз "забывает" и как ни в чем не бывало предлагает опять, а ребенок каждый раз уже на автомате несется в будку к дяде Володе, чтобы с его одобрения залезть в тумбочку с печеньем. Вот что придумать, расскажите мне. С одной стороны , не могу грубо отшить доброго дяденьку, с которым ежедневно встречаемся, с другой стороны, совершенно не нравится ,когда ребенок перед ужином лопает печенье и шарит в чужой тумбочке. Как себя повести в данном конкретном случае? 14:33 11.06.2010, Murka
|
|
| долго думала писать или нет. к чему пришла вы видите :))). а что за проблема взять сушку-то?:))) не, я реально не понимаю. может у меня мозг просто деформировался от 5го дня конференций?!))… договориться с ребенком,что он сейчас перед ужином съест сушку, НО потом съест ВЕСЬ ужин. моя сразу вопит — я честно-честно все съем(ужин, обед, завтрак). и ведь ест(хотя, по-честному, я не буду заставлять,если скажет "все")… в конце концов дайте ентому дяденьке сушеные яблоки или сухофрукты, пусть дает это. ребенку-то кайф какой…
но это про "своего" человека.
а про реально чужих — брать нельзя! и/или сразу маму-папу звать и спрашивать 12:47 12.06.2010, ter4ik
|
|
| Мы раз шли по улице с занималок с Женькой и коляской с мелким, догнали бабушку какую-то. Ну, как обычно — ой, какая милая девочка, на тебе вкусненького. Достает из сумки мешок с пастилой и дочери одну протягивает. Женька смотрит на меня, я со смущением пытаюсь отнекиваться — обед скоро (что истинной правдой было), аппетит испортит… А бабуля грустно так: "А своих-то внучков нету. Была одна дочка, да померла, не успели мне внучков родить. Одна вот совсем, а так люблю маленьких".
Пастилу мы взяли, и долго потом она сохла, не решалась выкинуть. Думала, как хорошо, что я не разрешила себе быть уверенной и категоричной, вот. Вообще бабушек люблю, почему то мне везет на добрые встречи. 00:48 09.06.2010, sidorovakoza
|
|
| Вот у нас нет ни аллергии, ни диеты. Если так скажу, или под каким другим вымышленным предлогом откажусь — покажу пример вранья ребенку.
Думала честно говорить, что мы ничего не берем от чужих людей, типа приучаю ребенка на всякий случай. Но тут опять включается моя боязнь обидеть ненароком кого-то отказом, а кого-то тем, что причислила к чужим.
Насчет не брать у чужих в моё отсутвие, у нас есть такое правило. Вот только в сегодняшней ситуации ни мне, ни ребенку не очень-то понятно было — чужие нам эти дяди, или нет. 08:56 31.05.2010, ivirina
|
|
| О! Пошла писать про бабушек.
Можно прям здесь спрошу?
У нас во дворе завелась такая особенная бабушка, которая колотит мальчишек палкой по ногам, когда они лазают на иву возле ее лавочки.
Напугала и мою дочку, когда они гуляли без меня со свекровью. Наорала только за то, что она подошла к ее скамейке на расстояние 4 метра, надо сказать весь дворик у нас чуть больше комнаты, и везде солнцепек и только возле лавки тенечек.:(
Свекровь не стала с ней ругаться, некогда было, ребенка надо было утешать, она так разревелась. Потом еще раз нагавкала на нее, когда она гуляла с другой бабушкой! Но та, вообще не поняла, из-за чего та развизжалась, было неразборчиво. Должно быть челюсть вставную дома забыла.
Короче, за этой пенсионеркой трижды обиженные дети, и дважды из них моя дочь. Тут выясняется, что этот неадекватный божий одуванчик живет в нашем подъезде!
То есть шанс ее встретить в замкнутом пространстве лифта и подъезда весьма велик. Вот как так сделать, чтобы ее клюка не проехалась по ножкам моих деток?
На площадку можно не ходить, а вот не ездить в лифте я совершенно не готова ;)
Понимаете, если ей что скажешь поперек, последует очень некрасивая сцена с поливанием мамы на глазах у детей помоями, она будет ругаться и размахивать палкой, а дети на все это будут смотреть…
Не знаю точно, что я хотела спросить. В общем, хочется заранее рецепт, что и как, чтоб не сплоховать и быть подготовленной. 08:03 31.05.2010, Олеся
|
|
| Мы с Дашей, когда той было 3 года, попали в одно купе с такой бабушкой. Надо сказать, что Даша всегда была бесконечно милым ребенком. Она сидела, пела песенки, стишки рассказывала, я ей книжки читала. А бабка сначала себе под нос, а потом, видя, что моей реакции нет, все громче, а потом и вовсе обращаясь к Даше: "Ты что больная? Ты ненормальная! Все время что-то болтаешь. Ну-ка рот закрой" В итоге я не выдержала, отвела Дашу в соседнее купе. Закрыла дверь и сказала бабке, что если я услышу еще хотя бы одно слово в адрес моего ребенка, то до Москвы она не доедет. Это было очень грубо, и лицо у меня явно не выражало ничего хорошего. Но больше ни одного слова я не слышала в течение суток. Я не уверена, что это правильный путь решения проблемы. Наверняка был еще какой-то. Однако, сработало. 23:03 15.06.2010, yberezovskaya
|
|
|
|