|
Главная / Психология и психотерапия / Взаимоотношения с детьми и воспитание / Обзывается! + обсуждение мультиков
| Сыну 3, 5 и вот, начал меня обзывать, говорит – «фу какая» или «фу какая гадкая» (слово «гадкая» почерпнуто, видимо, из Мойдодыра). Понимаю, что это этап в развитии, понимаю, что так выражает недовольство и агрессию, но не понимаю как себя вести. От огорчения и обиды все умные слова повыскакивали, не могу понять, как правильно реагировать. Пробовала говорить «ты злишься на меня, потому что не дала конфету перед обедом. злиться можно, обзываться нельзя». Пробовала прекращать игру (разговор) и уходить в другую комнату. Даже наказывала лишением мультиков. Не помогает. Говорит по прежнему – 3–4 раза в день — медленно так произносит слова и внимательно смотрит за реакцией.
Совсем не обращать внимание на такие слова (не подкреплять) у меня не получается – опасаюсь что воспримет это как немое разрешение и уж потом не остановишь.
Нуждаюсь в спокойном взгляде со стороны.
06:54 21.04.2010, Akla
|
|
| Хочу поделиться сразу несколькими взглядами:
1. Не думаю, что что-то страшное происходит. Ребенок пробует принижающе-пристыжающие формы. Когда-то же он должен этому научиться. И если даже он воспримет Ваше поведение как разрешающее, не думаю, что потом взрослый родитель не сможет остановить при желании маленького ребенка. Это с одной стороны. Можно вообще все пустить на самотек. И ничего страшного не будет. Все семьи через это проходят.
2. А еще можно не интерпретировать его реакцию, а спрашивать о том, почему мама плохая. То есть можно вообще позицию изменить с опасливой, тревожной по поводу того, что это ребенок себе позволяет, на любопытствующую – интерес к тому, что именно он вкладывает в это слово, почему вкладывает. Можно от огорчения перейти к интересу. А можно и к восхищению тем, что ребенок уже и это освоил.
3. Можно своей реакцией заинтересоваться. Почему становится так обидно? Ну «гадкая» Вы, ну и что? Почему бы гадкой не побыть?
4. С другой стороны. Мы сталкиваемся с интересным феноменом. Есть у людей 2 близких чувства, но очень при этом разных. Я говорю про вину и стыд. Вина вроде как проще: чувство, говорящее о том, что кому-то из-за моего поведения плохо. Стыд вроде как посложнее: это ощущение себя плохим. Если в первом случае речь идет о поведении, то при стыде о личности в целом. При этом, как ни странно чувство стыда формируется раньше. Собственно ничего странного в этом нет: чтобы почувствовать вину, надо уметь анализировать ситуацию, понимать причинно-следственные связи и уже уметь отделять себя от своего поведения. Ребенок в 2 -3 года еще не очень умеет это делать. Поэтому негативную реакцию взрослых воспринимает через чувство стыда: через ощущение своей плохости. И осваивает именно эту форму, чтобы обозначить свое недовольство взрослым. С одной стороны, можно рассматривать ситуацию как просто недовольство малыша каким-то Вашим поведением. Выразить через упрек, а тем более через просьбу свое недовольство не умеет. С другой стороны, он уже знает это ощущение плохости, знает, как его в нем вызывают другие, и, возможно, пробует вызывать его сам.
5. Я бы убрал из детских развлечений старые советские мультфильмы, в которых содержится много воспитательных пристыжений, и сказки с мойдодырами. Стыд должен регулировать моральные нормы, а в этом возрасте ребенок еще не может хорошо понимать эти сложные вещи. Тем более что Ваша мораль может сильно отличаться от той, которую прививают сказки и мультфильмы.
13:35 21.04.2010, * ИгорьГожий
|
|
| Я обратил внимание на то, чему на самом деле учат мультфильмы, когда у нас появился большой сборник для Владика. Радовались, ведь сейчас модно считать, что советское кино однозначно хорошее. Но начали смотреть и были разочарованы обилием примеров поведения, которое я бы не хотел видеть у своего сына. Их можно показывать, чтобы объяснять, как поступать не следует и как можно по-другому. Продолжаю любить Вини Пуха. Но Владику еще не ставил, ему пока будет не интересно. Не исключено, что обнаружу и в этом шедевре разрушительные вирусы чуждой мне морали. 09:06 23.04.2010, * ИгорьГожий
|
|
| Добавлю к ответу Игоря.
Должна Вас разочаровать, Q, но таких сказок ("Не-моральных") Вы не найдете. Таков жанр.
В сказке, особенно волшебной, многое дозволено. Действующие лица могут попадать в самые необычные положения, животные и даже неодушевленные предметы говорят и действуют, как люди, совершают всевозможные проделки. Но все эти воображаемые обстоятельства нужны лишь для того, чтобы предметы обнаружили свои истинные, характерные для них свойства. И нужно, чтобы дети усвоили эти свойства этих "предметов", грубо говоря.
Сказка несет смысл, в сказке все расставлено по местам, заданы универсальные схематизмы. В ней передается общая картина мира, сложившаяся в данной культуре. Сказки, былины, мифы и т.п. не имеют автора (я не имею в виду братьев Гримм и др., я говорю о жанре). Их автором является сама локальная культура или субкультура, и то, что в них отражено – это не индивидуальное осмысление мира автором, а коллективное осмысление мира социумом. Т.е. сказка (любая) — это не история Андерсена, или моя личная история, а история народа.
А не моральной (в смысле никакой) может быть только сочинялка-плетенка: что вижу — о том пою. Для этого не нужны книги, аудио, спектакли и т.п, достаточно поля обозрения и способности воображения. 13:54 25.04.2010, Natalya
|
|
| А я очень любила в детстве этот мультфильм. И дочка его обожает. В период цикличного просмотра, у нас был "ёжиковый", когда Ёжик в тумане заказывался каждый день.
Вот он идет через туман, и не знает, что его ждет там, впереди. Это так прекрасно, загадочно и интересно. Да, порой тревожно, но туман расходится, а там — огромное величественное дерево, или грустная добрая лошадь. А еще меня очень интересовал загадочный Кто-то, который ёжика вынес на спине на берег. Добрая сила, помогающая, не ища награды и выгоды.
Наверно, это то самое базовое доверие к миру, которое так хочется заложить в своих детей. Пусть малыш не боится идти через туман. И если есть что-то, что кажется непонятным и страшным, то оно окажется просто собакой, которая нашла твой узелок с можжевеловым вареньем.:)
И если не ёжик, то кто тогда звезды-то считать будет?! 14:30 25.04.2010, sidorovakoza
|
|
| Нет, это как раз не сюр:) Это то, что есть жизнь, да-да.
Мультфильм может нравиться или нет, это личное дело каждого. Кто-то любит компот, а кто-то пиво, нонятно. Вопрос должен ставиться по-иному. Не хорошо/ плохо; нравится/не нравится, а как он относится (какое имеет отношение, какова направленность) к детям и как они относятся к нему?
Так вот именно этот мульт дети смотреть БУДУТ (проверено на разных возрастных категориях). Потому что он для них, и этот мир — ИХ мир, даже если они слова не понимают, которые Баталов читает за кадром. Для них главное — эмоциональный фон и сопереживание, что создается дополнительными худ. средствами. А если мы не совсем отошли от детства, то мы тоже всё это ощутим что называется кожей или как-то иначе. Конечно, что говорить, в силу опыта жизненного, помимо эмоционального воздействия, мы прочтем там мораль. и не одну, естественно.
И музыка Мееровича — совершенно конкретная к каждому кадру. Она разная.
Да, мультфильмы Норштейна — это конечно, не лунтики. Каждая работа — это работа, как у Гарри Бардина. И большой секрет для маленькой компании, конечно, там же и туда же. И паровозик из Ромашково и т.д. А дети (к счастью) не анализируют, как мы, а сразу переводят увиденное/услышанное на иной язык, свой, им родной, эмоциональный.
Я только недавно наконец-то досмотрела "Сказку сказок" до конца. Просто потому, что дети (одному 3, другому 7) подняли крик, когда я хотела выключить, решив, что им не интересно (как мне). Потом мне самой стало интересно:)) 12:57 25.04.2010, Natalya
|
|
| Наверное, по тому же, почему есть книжки, которые читают ВСЕ и музыка, которую ВСЕ слушают…
Есть какой-то закон в дизайне про оптимальное соотношение красоты и функциональности. Здесь, возможно, имеют место схожие механизмы.
Лебединский любил на лекциях про уровни эмоциональной регуляции рассказывать про модель ДНК. Дескать, сначала собрали несколько разных, имеющих право на жизнь, потом, для удобства, решили выбрать какую-нибудь одну, и выбрали самую красивую. Потом оказалось, что она и единственно верная. Так вот, Виктор Васильевич это объяснял это тем, что выбор подобного рода осуществляется на самом базовом уровне эмоциональной регуляции.
Мне кажется, что если отказывать ребенку в классических отечественных мультфильмах, то лучше уже не показывать ничего совсем.
Что тогда читать-показывать? Мифы древней Греции? Сказки народов мира? Русские народные?
Да, на улицу тогда тоже не водить? В сад не отпускать? Обучение — домашнее?
Есть в нашей современной истории такой пример. Сначала сочиняет слоган: "Вы войдете в наши гробики без диет и аэробики!», а потом, когда бабло заканчивается, надевает шапку-пирожок, хромовые сапоги, тулуп, уезжает в тайгу и все прочие варианты жизнедеятельности порицает, как блуд…
Про "Машу…» новую. Отличный мультик!
Зачем ждать, что ребенок начнет копировать рисованных героев? Почему именно Машеньку? Почему не подумать о том, что ре может посочувствовать Медведю? Поучиться у него философскому мировоззрению?
У меня сын обожает смотреть, но вот, когда она пакостничает, спрашивает меня: "почему она такая злая?» И вот этот вопрос дает мне возможность обсудить с ним разницу между человеком и поступком. Обратить внимание на свои и его слабости. Как-то взять над этим контроль, что ли. Собственно, в этой возможности частичного контроля и вся суть дурно ведущих себя персонажей. Все скрытое дурное выносится во вне и становится возможным его отделить от себя, а потом, уже без всяких мифов-сказок-мультов найти в себе и опознать. Вторая велиая функция "плохих" персонажей и историй — подготовка ребенка к неидеальности мира.
Я согласна с мнением о необходимости для нормального развития демонстрации максимально широкого спектра поведенческих и ситуативных моделей.
Только маленького ребенка нельзя одного перед тв оставлять, что бы там ни шло. С ним нужно сидеть и все обсуждать, формировать, так сказать, стратегию анализа. 13:51 25.04.2010, MarinaT
|
|
| и все таки есть мамино нравится/не нравится. МНЕ маша не нравится. и дело даже не в копировании, а в том, что это дается как "ой как здорово! и весело!», а мне не весело. Вы безусловно во всем правы и нужно показывать и плохое и хорошее и обязательно комментировать и обсуждать — мы так и делаем, НО я могу выбирать на каких мультфильмах я буду показывать плохое и маша в мой список не входит. вот мы смотрим птичку тари — там все смеются над крокодилом и мне это не нравится, и я говорю, что смеяться над тем кому больно плохо и птичка тари говорит, что смеяться плохо. и для меня это тоже важный момент, что в самом мульте плохое показывается или комментируется как плохое и этого в маше нет.
и вообще для меня самый главный критерий выбора мульта собственное приятие или неприятие. для меня это тоже самое как решить что будет есть мой ребенок (парные овощи или жареную картошку), вы решаете что смотреть/читать (можно подумать книжка мойдодыр чем-то лучше, чем мультфильм)/ слЫшать и слУшать вашему ребенку. а вкусы и восприятие у всех разные :) 06:10 27.04.2010, tosha
|
|
| Ни при каких обстоятельствах не ставлю ребенку мультики и не читаю книжки, которые МНЕ не нравятся. Это, что же — читать/смотреть и мучаться?! И музыку, которую сама не люблю не ставлю и не оставляю. И считаю, что это нормально, что по другому и быть не может. Нет у нас с Вами в этом никакусеньких противоречий)))
А за Машу, все же, заступлюсь — все свои "нехорошие" поступки она совершает, что называется, не по злобе. Просто очень у нее познавательная активность высокая. Основной ее недостаток в том, что увлекаясь "экспериментом", она не думает об интересах окружающих и, в силу возраста, не имеет привычки прогнозировать последствия. Учитывая, что с детьми это случается нередко, в этом мультфильме я вижу широкий воспитательный потенциал.
Чем плох Мойдодыр, кроме единственного слова "гадкий", я вообще не понимаю))
08:41 27.04.2010, MarinaT
|
|
| Для меня Мойдодыр плох тем, что дает ребенку модель "пристыжающих выражений".
Не помню где еще в детской литературе это делается настолько ярко и талантливо)) Когда я читала ребенку Мойдодыра, то переделывала все от третьего лица — ах ОН гадкий… — не могла, просто, своему ребенку сказать ах ТЫ гадкий…
Но это, к сожалению, не помешало ему научиться обзываться, используя эту модель. Хотя, допускаю, что и без Мойдодыра он рано или поздно научился бы обзываться))) 18:23 27.04.2010, Akla
|
|
| Мы буквально месяц назад смотрели Ежика и Сказку сказок с моими родителями и Антоном, без Темы (он, кстати, мультфильмы Норштейна не любит, как я понимаю, опасается тревожной обстановки :) Но на выставку рисунков к мультфильму и раскадровки мы ходили с ним лет 5 назад. Вроде рад был). Вот сидели и от начала до конца Сказку сказок смотрели. С Ариной. Я ей по ходу все оъясняла, как могла. Она сидела, не шелохнувшись, смотрела, не отрываясь. И такое светлое чувство было после просмотра, хотя вроде грустно все, смерть и все такое. Не детские мультфильмы, конечно, но это искусство, в моем понимании, которое надо узнать с детства. И вернуться к нему, когда дорастешь :) Как основные произведения мировой литературы, музыка, картины и прочее. 17:35 25.04.2010, линочка
|
|
| Да не то вы видите!!!
Там же кристальная такая родительская любовь. К тому же взаимная.
Эта Маша — тот еще вождь краснокожих, а медведь, понятно может, да еще как, НО: НЕ ПРЕССУЕТ ЕЕ, а дает ей развиваться в своих рамках. А она , в общем-то отвечает взаимностью, посмотрите хотя бы ту серию, где ее выкрали с ццелью выкупа, как она обращалась с похитителями, и как потом с Мишкой))) .
А какой пример для деток!!!
И потом остеровские "Вредные советы" никто в антипедагогичности не обвинял, а они похлеще будут! 13:14 25.04.2010, Ларс
|
|
| Игорь, большое спасибо! Я получила от Вас разрешение не заморачиваться и ситуация изменилась)) . Т.е. ребенок продолжает произносить все те же слова, но они перестали совершенно меня задевать. Теперь я или спрашиваю почему (в ответ – потому что я злюсь / потому что не понимаешь / не знаю почему) или пропускаю мимо ушей или даже разделяю его негодование, иногда оно вполне понятно. Для меня это настоящее чудо, когда несколькими словами на расстоянии Вы смогли вытащить ноющую занозу))
Правильно ли я Вас поняла, что если ребенок обзывается, значит ему знакомо ощущение своей плохости? Т.е. только тот хочет пристыдить другого, кто был пристыжен сам? Здесь есть над чем подумать… Я всегда придерживалась принципа – оцениваем поступок, а не человека. Или в этом возрасте любая негативная реакция, направлена она на ребенка или на его поступок будет восприниматься через стыд?
Что касается мультфильмов – два старых советских + смешарик – ежедневный ребенкин рацион. Я их люблю за изобразительный ряд и не очень задумывалась о морализаторстве и пристыжениях. Надо будет пересмотреть.
07:14 23.04.2010, Akla
|
|
| Лет до двух, двух с половиной ребенок недовольство родителей не может расценивать через вину. А только через ощущение свое плохости. Поэтому обычно рекомендуют по возможности не "воспитывать" ребенка, а отвлекать, переключать внимание. Но так как полностью убрать негативные реакции на его поведение не возможно (укусил — мама вскрикнула, отстронила совершенно рефлекторно, на лице у нее гнев), каждый ребенок испытывает стыд, у всех есть ощущене плохости. А в 3, 5 уже ребенок может понимать, что если что-то маме не нравится, то это не значит, что реенок плох. 09:28 23.04.2010, * ИгорьГожий
|
|
| Не знаю, в тему ли… Когда ребенку было 3, 5 года и мы поехали отдыхать, его вдруг прорвало. "Я — какашка. Я — какашка". Причем ничем отвлечь и переключить не могла. Как заклинило. Краснела и бледнела, когда ребенок со своими выступлениями залезал на сцену. Задумалась сильно, что же я такого сделала, что ребенок так себя любимого обзывает. Спасла одна умная тетенька, которая просто догадалась объяснить , что какашка в унитазе плавает. и если "он-какашка", то его надо спустить в туалет. Прямо. как тумблер у ребенка сработал. Вывод сделала — проще смотреть на подобное, походит и без моего участия. 04:18 24.04.2010, Murka
|
|
|
|