|
Главная / Психология и психотерапия / Взаимоотношения с детьми и воспитание / не слушается
| Когда дети начинают слушаться, т.е. воспринимать , что им говорят и реагировать, как надо родителю. Вот я никак не пойму, то ли не слушается, то ли не слышит. Говорю ему: выйди из лужи — ноль эмоций, но если скажу: садись кушать — залезает на стул. Значит чего-то слышит. главным образом то, что ему надо. И еще как реагировать на непослушание? Когда надо укладываться спать, у нас наступает веселье, выскакивает из кровати, начинает носиться о комнате. Приходится грозить и ругаться — это он слышит хорошо — очень строгий тон, срывающийся на крик, могу и по попе шлепнуть — тоже действует. Но ведь это не дело. 13:51 01.11.2009, Katrina
|
|
| Совсем недавно в ПК была встреча, посвященная методам поведенческой психологии. Мы на ней пытались разобрать, как приложить принципы этого направления к ситуациям в семье. Прошло все не совсем удачно, так как 3-х часов для такой работы слишком мало. Но очень уж хотелось такую встречу провести. Я пытаюсь свое собственное мышление на эти рельсы сейчас развернуть, так как поведенческая психология может дать очень многое для ЭФФЕКТИВНОГО воспитания, то есть того, которое приводит к нужному для родителя эффекту. Для мам можно было бы организовать серию занятий по поведенческой психологии, на которых поразбирали бы сами методы и ситуации, к которым эти методы применимы. Мне кажется, что мамам и папам хорошо бы не просто находить решение какой-то очередной проблемы, а мышление перестроить так, чтобы такие проблемы решались сами. В поведенческой психологии методов не очень много, но ими надо именно овладеть, сделать их частью своих автоматизированных привычек. При этом они несколько порой неожиданны и как рекомендация в конференции могут не восприниматься.
Давайте попробуем через призму бихевиоризма посмотреть на проблему непослушания. Почему ребенок вообще должен слушаться? В нем же не встроена программа подчинения. Наоборот, если и заложено что-то природой, то, скорее всего, упрямство и отстаивание своих желаний. Возможно, просто ожидать, что ребенок будет подчиняться требования, это слишком оптимистично. В поведенческой психологии предлагается простой и эффективный метод, известный практически всем (наверное, единственный из известных не специалистам), но мало кем применяемый (я тоже редко им грешу, каюсь) – это положительное подкрепление. Положительное подкрепление – это соединение нужного Вам поведения с чем-то приятным для человека. В случае непослушания у ребенка должна сформироваться связь выполнения нашего требования с положительными эмоциями. Ему должно стать приятно требования выполнять. И это перед проработкой проблем луж или ночного сна. Вначале решается основная задача – нам надо связать приятные эмоции с выполнением наших просьб. В той семье, в которой такая связка произошла естественный путем, ребенок становиться более послушным. Такой ребенок будет ожидать, что после его выхода из лужи, ему будут рады, его обнимут или скажут ему, что он молодец, или что-то еще (я не знаю, как Вы будете положительно подкреплять послушание).
И если используется отрицательное подкрепление – Вы ребенка шлепаете, то хорошо бы, как только появилось нужное поведение, подкрепить его положительно. То есть строгий тон дал результат – и сразу же результат подкрепляется положительными эмоциями.
Метод угашения мешающего поведения: Вы ничего не предпринимаете когда ребенок носится по комнате, это поведение угаснет само, так как не подкреплено Вашим вниманием.
Нежелательное поведение можно специально организовать, тогда оно пройдет под Вашим контролем, а в другое время станет реже. То есть Вы можете организовывать походы ребенка в лужи, он реализует свои желания, Вы вытрите ему руки, и дальше он будет гулять более цивилизовано. Ребенок ведь нуждается в лужах, это его потребность – изучать окружающий мир. Особенно если запрещают. У людей вообще есть такая всем известная психологическая закономерность – когда что-то запрещено, желание увеличивается.
12:36 04.11.2009, * ИгорьГожий
|
|
| Игорь, а Отрицательное подкрепление — это ведь тоже подкрепление? В смысле, я почти 2 с половиной года живу под прессом — если вдруг разозлиться и показать ребенку, что какое-то его поведение нежелательно — это все, на пол года петрушка. Я уже писала где-то — нельзя было кидать еду на пол — пару месяцев я давала еду и УХОДИЛА. Пока сын не забыл, что маму это бесит. Теперь нельзя по лужам в ботинках — прогулки превращаются в нытье на тему "мама, сними мои сапоги, хочу ходить в ботинках по лужам" — или поиску такой лужи, чтоб уж промокнуть до ушей.
Это я все к чему — понятно, что игнор нежелательного поведения — это правильная тактика до какого-то возраста. А вот когда в ребенкин лексикон НАДО вводить слово Нельзя? Когда эти битвы за лужи станут полезными? 15:24 08.11.2009, Q
|
|
| Уже можно.
Игнорирование это вообще-то тоже отрицательное подкрепление чаще всего. Отрицательное подкрепление это что-то неприятное, что связано с поведением, и что может исчезнуть, когда исчезает поведение. Игнорирование ребенка это неприятный стимул. Так же как и битье по попе в момент нежелательного поведения. ругание во время нежелательного поведения тоже отрицательное подкрепление. Важно чтобы как только поведение изменилось вместо отрицательного подкрепления включилось положительное. А когда вводится нельзя и надо, поведение ребенка, соответствующее этим нельзя и надо, должно быть положительно подкреплено. То есть у ребенка нельзя и надо должно ассоциироваться тоже с приятным, тогда не будет сопротивления.
А разбрасывание пищи и лужи можно превратить в управляемое поведение, когда Вы специально предлагаете это поделать. Когда поведение специально организовано, в другое время оно меньше проявляется. А сейчас мы разбрасываем еду! Кто быстрее! Но об этом уже написано выше.
Экстремальные мамы детей на снег ставят. Может и на лужи можно тоже? Походил 1 минуту и вытерли ноги? Или чересчур?
Хотя я бы просто настаивал бы на нельзя и все. Но я думаю, что можно приучить ребенка вообще к тому, что есть такая штука как нельзя. Пока без луж. Придумать можно на чем его потренировать дома. И как только он этому нельзя начинает подчиняться (настаиваем) — подкрепление. 10:24 09.11.2009, * ИгорьГожий
|
|
| а вот у меня сын еще на просьбу из лужи выйти как-то реагирует, а на призыв есть идти, делает вид, что не слышит)))
Вообще, переход ребенка в режим "игнор родителей" меня бесит страшно. Только перечисленные Вами методы с моим никак не работают. Т.е., если один раз сорваться и заорать, он конечно, отреагирует, но если крик в систему превратить, забьет. Это 100%.
Пока, хорошо работает только предоставление ему того механизма/ формы отказа, который не выводит меня из равновесия. Вот я научила его на приглашение к столу говорить: "спасибо, не хочу" и теперь он этот призыв не игнорирует. А с такими вещами, как хождение в неположенных местах у нас заведен обычай силового из этих мест извлечения.
Т.е. я
1. прошу не делать,
2. предупреждаю, что силой выведу из этого места и унесу домой/ в машину,
3. говорю, что сделаю эт на счет «3»,
4. считаю.
5. делаю удобный захват и выношу из ситуации в буквальном смысле.
В какой-то момент, он убеждается в серьезности моих намерений и до удаления с поля старается не доводить.
Ну и предуперждение, так сказать профилактика, детячей вредностей: не знаю, там по лужам ходить только в сапогах…
Вот написала про сапоги, вспомнила, что на форуме, была тема про что-то близкое. Кажется, как-то про "нельзя" называлась. Может весной, может, в начале лета… Поищите, там много конкретных приемчиков.
В любом случае, удачи и крепости нервов!
11:08 03.11.2009, MarinaT
|
|
| По поводу луж — одевайте сапоги и пусть ходит по ней, столько, сколько ему надо. Только найдите ее подальше от дороги. (хотя щас уже зима и луж нет:)) Перед сном веселье, ну и дайте ему набеситься, минут 20 попрыгает, зато спать будет лучше. У нас, например, всегда игрища перед сном-прыжки, догонялки, папа поздно приходит, пока поест, потом вроде как спать уже надо, а они играть вздумали, причем очень активно. Побесились (аж язык на плечо у обоих), молоко попили, умылись и спать, спим хорошо,ттт.
Я вообще сторонник незапрещения. Своему разрешаю все, за искл жизненно опасных ситуаций. А во остальном, пожалуйста, но если ты (он) соответствующе одет или раздет и мы никуда не опаздываем.
А если спешим, и ему приспичило в лужу, то объясняю, что сейчас некогда, а на завтра у нас с тобой планов нет, поэтому мы оденем сапоги и придем в лужу, будем кидать камушки и строить ручейки вместе. Самое главное, не обмануть, тогда он будет верить и в след.раз будет легче его вывести из той же лужи. 23:30 05.11.2009, whitegirl
|
|
| … я уже говорила, но повторюсь
когда родилась Надя, вдруг выяснилось, что ребенок (Катя) в 2.5 года может самостоятельно доставать из разных мест еду, самостоятельно наливать в тарелку и греть в микроволновке суп (по словесной инструкции), самостоятельно (и очень тихо и незаметно) залезать в полную ванну и купаться там, самостоятельно одеваться на прогулку… и много чего еще… а, да, еще самостоятельно логиниться в Windows и что-то там включать, уж не помню :)
может, правда некоторые вещи не всегда хочет :)
так что я думаю, это исключительно эффект старшего ребенка :) 13:32 11.11.2009, liplena
|
|
| Да, я уверена, что моя может проделать почти все то же, что и Катя (в те же 2 с половиной), просто не хочет. А я не могу выработать в голове у себя позицию, которая помогла бы моей дочке осознать, что одеваться самой — это хорошо. Мне просто удобно ее одевать самой, т.к. сама она так не оденется.
В общем, совершенно верно, эффект старшего ребенка. 16:05 11.11.2009, tanichka
|
|
| Точно, он.:) Я раньше всегда сама сажала Женьку в высокий стул, даже в беременность, хотя было тяжеловато. А когда руки оказались заняты, оказалось, что она сама прекрасно может туда залезть, да еще пристегнуться, одеть фартучек и придвинуться на этом стуле к столу, на котором тарелка стоит. И руки замечательно ребенок ходит мыть сам, только организовать ступеньку, низко повесить мыло и полотенце. До выливания горшков и налива супа мы пока не дошли, но идем.:)
Колготки, конечно, только хб сама может, трикотажные, которые тянутся, еще застревает.:) 01:25 12.11.2009, sidorovakoza
|
|
| боже мой, я не мать, я ехидна!!))) мне вот лень дочь одевать, я ей вещи выкладываю, говорю, в какой последовательности одевать и одеваюсь сама. если нужна ей помощь, она просит — я помогаю. горшок она тоже сама выливает, я подчас об этом узнаю только по шуму сливающейся воды)))))
лужи — это святое, причем чем глубже и грязнее, тем лучше)))))
и вот сидит и не спит сейчас, а мы даже не паримся)))) 13:37 14.11.2009, ter4ik
|
|
| Я тоже похвалюсь:) Если очень захотел кушать, а я занята, тоже сам залезает в стульчик, пристегивается, одевает фартук и сидит -барабанит ложкой. Если проснулся, а меня нет поблизости, снимает пижаму, памперс (иногда с каками), несет выбрасывает в ведро, одевает тапки и после этого уже зовет. А еще любит "помогать"вытаскивать белье из стиральной машины и (о ужас!) посуду из посудомойки. А еще за всеми гасит свет и закрывает все шкафчики на икеевские щеколды. 04:37 12.11.2009, Murka
|
|
| Наша недавно стала так выпендриваться, до этого сложности одевания нас преследовали только в самом младенческом возрасте.
Я вообще как-то очень удивлялась, чего это у меня такой послушный ребенок, уж не больной ли…
Лужи обходит, ногти стричь дает. Я такая не была по-моему.
А теперь вот вижу, не больно уж и послушный, а значит нечего тревожиться.
Вообще ей лучше нет забавы, как бегать от взрослого, который ей пытается втюхать творог или, пардон, трусы.
Поэтому я ее очень редко этим развлекаю, утомительно очень. Я лучше дома посижу. Но бабушек она мучает только так, террористка.
Вообще мне кажется, нормально, что когда ребенок растет, у нее появляется своя точка зрения. Она уже не хочет, чтоб ею распоряжались, как вещью, туда-сюда таскали, и так далее. Игорь, я права? 12:56 11.11.2009, Олеся
|
|
| Хорошо. Потому что я честно считала, что это я такая гуляка-маньяк достала своего ребенка :-)) Как некоторые еду пихают, потому что иначе "он же ничего не съест и умрет", так и я круглые сутки на улице — иначе задохнемся :-) Это на даче-то, ага. Но я не могу — у меня тик. Если не проливной дождь — надо быть на улице. Сама от него страдаю подчас :-) Думала — ну все, догулялась, сделала дитю травму на всю жизнь, поселится в Манхеттене, из офиса не вылезет ни днем ни ночью, гулять будет по магазинам :-)))) А нет, оказывается — многие такие… Уф :-)) 05:02 12.11.2009, Q
|
|
|
|