|
Главная / Психология и психотерапия / Взаимоотношения с детьми и воспитание / лень
| А давайте тогда разберемся, что такое лень. Мне кажется, что лень — это отсутствие правильной мотивации. То есть человек не видит причины, по которой он должен сделать то или иное. И получается, что лень у малыша — это неспособность родителей, учителей и прочего окружения донести до ребенка целесообразность действия.
Ну, не понимает Тема, зачем надо на столе убирать. Да, беспорядок, сам найти ничего не может, карандашные очистки вперемешку с тетрадками, учебниками, фломастерами и игрушками из оригами :) Но я хоть в лепешку разобьюсь — толку-то нет. Ему НЕ НАДО. Это не лень, мотивации нет :(Мы пока в поиске :) 09:38 27.07.2009, линочка
|
|
| Мне ближе взгляд на лень как на отсутствие мотивации. В нашей культуре многие вещи привычно считаются неприятными, к ним нужно себя принуждать. Например, работа. То есть лень может быть культуральной установкой. У Лендлофф хорошо написано про отношение индейцев к работе.
Кроме того, я обратил внимание на то, что чем больше от человека требуют, формируя при воспитании ответственность, тем более ленивым он становиться. Можно четко отделить людей целеустремленных от ответственных. У целеустремленных на первом месте «Хочу», а «надо» подчиненно этому «хочу» (надо, потому что хочу того-то). У ответственных на первом месте «Надо» и тревога. И когда не надо что-то срочно делать, то ответственный ничем не мотивирован и лежит на диване. А когда у него зашкаливает тревога, то и когда «надо» старается не делать или болеет. Бывают еще работоголики, но это другая история.
11:56 27.07.2009, * ИгорьГожий
|
|
| Да, вспоминая недавнюю тему про японцев, мне кажется, что их способность к самодисциплине во взрослом возрасте как раз и формируется потому, что в детстве детям попустительствуют и не наседают на них. У детей не формируется "клинов" и внутреннего сопротивления дисциплине.
И все-таки, Варя подняла очень интересную тему. Если ребенку интересны занятия (групповые, индивидуальные, рисование, лепка, музыка и пр.) в любом виде — должен ли родитель максимально нагружать ребенка занятиями (ровно до той минуты, когда ребенку это перестает нравиться)? Должен ли родитель постоянно занимать ребенка, если тот с радостью соглашается? Одна моя подруга, например, занимается с дочкой просто постоянно, целый день (дочке два года), при этом дочка пока что очень самостоятельна, сама кушает, одевается и пр. Нельзя сказать, что она зависима от мамы и без нее ничего не может придумать. При том, что подруга (видимо, интуитивно следуя теории зоны ближайшего развития или что-то в этом роде) постоянно при дочери и сначала все делала за нее. Теперь дочь сама отстраняется от мамы в вопросах самостоятельности (сама хочет лазать, кушать и пр.).
Есть ли какие-то теории или критерии того, сколько нужно заниматься с ребенком? Помню, тут на форуме приводился пример, что мама должна заниматься с ребенком полчаса, а остальные полчаса он должен занимать себя сам. (Кажется, это была юзер ivirina.)
Пожалуйста, не придирайтесь к тому, что я часто использую "мама должна", "ребенок должен" — я просто хочу узнать, есть ли какие-либо рекомендации на этот счет. Понятно, что нужно прислушиваться к своему ребенку и все такое. 06:06 28.07.2009, tanichka
|
|
| мне кажется, что с японцами не все так просто. их тип воспитания, очвидно, не всем культурам подходит. Со мной учился 1 японец. Этот человек пару лет учил русский в Японии, еще год в Москве — говорил, читал без проблем, никак не хуже, например, грузинских студентов. На первом курсе в первую сессию сдал 1 экзамен (моими силами) остальные завалил и на пересдачи даже не явился. Короче, не дожидаясь второй сессии подал на отчисление. Я тогда подумала, что японец такой случайно попался, но оказавшись на отвальной вечеринке, где основной народ был из его "иностранного" общежития — человек 30 в общей сложности, обнаружила, что из еще 3х японцев, что там были ни 1 не перешел порога 5й сессии. Все мароканцы, зимбабвийцы, поляки и итальянцы худо-бедно, но учились, и только японцы дружную гурьбой шли на отчисление. Причем все по одной глобальной причине — не справились с предложенной свободой, мало в нашей стране внешней организации деятельности. Я поделилась своим наблюдением с дамой из "иностранного" отдела факультета и она заверила меня в том, что Нубору (мой однокашник) на фоне памятных ей японцев, а она к тому моменту в этом отделе лет 15 проработала, был еще прилично самоорганизован — он хотя бы на эти экзамены приходил.
12:22 31.07.2009, MarinaT
|
|
| Интересно про японцев. Все же мне кажется, что, может, диагноз "не справился с предложенной свободой" не совсем верен.
Кто их знает, почему они так относились к учебе. Возможно, они не могли принять того, что у нас дистанция между учеником и преподом гораздо меньше, чем там, что наши студенты не только не кланяются учителям, но могут вообще прогуливать лекции (отсюда у них возникало неуважение к учебе и пр.).
Вспоминаю пример из какого-то учебника по соц.психологии. Там японский психолог (известный какой-то, но не помню кто :)) после долгого пребывания в Америке рассказывал японским студентам какого-то престижного ВУЗа про общественные отношения в Америке. И все в один голос говорили типа "не может быть такого, чтобы умные люди могли так поступать". Речь шла о противопоставлении коллективизма (пример — Япония) и индивидуализма (пример — США) как основы культуры.
Возвращаясь к вопросу о лени, вспомнила, что В.Леви (кстати, автор книги Лекарство от лени) писал, что "одолеть лень можно, только поладив с самим с собой". Т.е. получается, что лень — это результат внутренних противоречий.
Мне кажется, если действовать "через слезы" — как раз лень обеспечена в будущем как сопротивление любому "надо". 14:54 07.08.2009, tanichka
|
|
| Ой, не могу молчать! Меня, прямо передернуло от предложения этого "преподавателя":(
Можно, конечно, и через слезы, но поможет ли — вот в чем вопрос?!
Помню в школьные годы меня заставляли учить стихи по школьной программе (литература, это тебе не физкультура, конечно, но аналогии провести можно). Так вот, думаю, по этой самой причине, я до сих пор не люблю стихи, наверное, не вспомню ни одного стихотворения, короче, с памятью у меня всегда были проблемы. Гораздо лучше воспринимаю печатное слово. Так, кому стало лучше от того, что заставляют что-то делать через слезы?
Не мучайте ребятенка! И гоните в шею такого преподавателя! А он у вас еще совсем мал- будет больше двигаться, вес сам уйдет. 04:37 29.07.2009, Marinera
|
|
| Ох… Так вроде и когда себе разрешаю лениться и не делать что-то, все равно "не захачивается" потом :)…
Не всегда, конечно. Иногда бывает достаточно выждать какое-то время, чтобы соскучиться по работе.
Но в работе это реально напрягает. Проболтаешься пару дней, рецепты в сети почитаешь кулинарные, а работа-то стоит…
Совесть просыпается и говорит:"А вот подумай, сколько бы ты за эти 3 дня могла сделать?»
Хотя… когда в школе училась, такого не было… Всегда со рвением и интересом :). А потом, похоже, да не похоже, а точно, переутомилась очень… 12:43 27.07.2009, Tatyana
|
|
| Тут все чуть тоньше. Обычно ищутся запреты, которые стоят в основе ответственности или лени. Те, которые были даны в раннем детстве. Они у каждого свои. Когда я писал, я думал о своем клиенте. У него была установка, что работа должна быть всегда сделана на 100%, иначе охватывает стыд (и страх,что разоблачат его и начнут стыдить). А так как иногда он не мог ее выполнить на эти 100% (обстоятельства такие), то у него просто опускались руки, и он готов был вообще ничего не делать (и заболеть). И все время винил себя за лень, что не может взять себя в руки. Вот ему как раз и надо было разрешить себе лениться. Но, конечно, не только. А прежде всего, разрешить себе быть иногда "плохим". 12:53 27.07.2009, * ИгорьГожий
|
|
| Да, я понимаю…
Но вот в реальной жизни как? Ведь есть обязанности и обязательства. Нужно делать отчеты и представлять результаты своего труда. Не скажу, что их слишком много, но есть.
А если позволить себе лениться, то что-то будет сделано в последний день и сделано слабовато (2–3 недели не наверстаешь)…:(
К сожалению, даже если и не позволять лениться, порой все равно никак не получается. Ну, вот не получается и все заставить себя думать! Упирается там все в голове руками и ногами…
Так и получается, что работаешь не целый день, а лишь какое-то время… или не целую неделю, а лишь несколько дней.
Стыдно. А что делать — не понятно.
Отдыхать пора?
12:51 27.07.2009, Tatyana
|
|
| Творческая лень — это очень даже полезно для производственного процесса. Пока Вы рецепты ищите, в Вашей голове идеи ценные рождаются. Не, бывают, конечно, головы, в которых только рецепты оседают. Но, если бы Ваша голова была бы такой, держали бы Вас на Вашей работе? Главное как-то во всем этом процессе уйти от чувства вины. Позволить себе полениться. А потом быстро сделать отчет за 5 минут. Ну да, не идеально. Ой, и с маленьким опозданием… Ну и простить себя за это :) Не думаю, что Вы дойдете до мироощущения Обломова. Тут особый талант надо. И особые условия :) 11:28 28.07.2009, s_veta_lana
|
|
|
|