На большие тексты у меня сейчас терпения не хватает. Так что буду писать частями.
Перечитал то, что было написано в ненасыщаемых потребностях (http://www.myriamm.ru/forum/? forum_id=99&topic_id=1938) и выделил основное. У меня получилось:
С 6 мес. до полутора лет.
1. Развитие органов чувств. Желательность массажа и т. д.
2. Исследование окружающего мира. Из этого исследования формируется отношение к миру. Интересен или скучен или опасен.
3. Учится делать импульсивно, не думая. Не нужно прерывать. Те, кого прерывают, становятся более сомневающимися, долго думают вместо того, чтобы сделать.
4. Передается ребенку страх матери или ее уверенность в его силах. Ребенок учится преодолевать трудности и «вставать, если упал» (в переносном смысле этого выражения).
5. Развитие доверия (или не доверия) к другим. Формирование отношения к людям. Развитие параноидной части личности.
6. Процесс отделения.
7. Начинает осваивать чувства.
С полутора лет до трех.
8. Продолжается отделение. Воссоединение супругов. Отселение малыша.
9. Продолжает осваивать чувства. Учится выражать их так, как принято в семье. Скрывать «плохие» чувства, «не чувствовать» их.
10. Учится думать.
11. Осваивает жизнь в команде. Появление запретов.
12. Возрастает роль отца. Социализация через отца.
Хочу заметить, что при описании тех или иных психологических механизмов я бываю достаточно субъективен. Я пишу о том, что для меня интересно, что мне кажется важным, а не вообще обо всем, что имеет отношение к заданному вопросу. В психологии сосуществует большое количество гипотез и теорий, которые порой могут конкурировать друг с другом. Я отношусь к психологическим взглядам не с точки зрения истинности или ложности, а очень практично – полезны они или не очень. Пишу сейчас об этом так как, просматривая свое описание развития ребенка и сводя его к указанным выше пунктам, не обнаружил в своем описании ничего по поводу становления сексуальности. Хочу объясниться. Конечно, справедливости ради надо вспомнить, что ранний психоанализ уделял большое внимание оральной стадии психосексуального развития (примерно до года – полутора лет). Собственно именно сексуальностью маленького ребенка психоанализ и взорвал западную общественность и был ее замечен. Оральная сексуальность означает, что эрогенной зоной является рот, а сосание дает кроме пищевого насыщения еще и сексуальное удовлетворение. Но, на мой взгляд, эта гипотеза является не самой полезной из того, что дал нам психоанализ. Я не собираюсь ее оспаривать. Просто в моей психотерапевтической практике и в моем отцовстве эта гипотеза не была пока полезной (хотя прочитавший эти строки психолог может заметить, что мое нежелание уделять время оральной сексуальности может быть связано с тем, что я стараюсь не замечать ее как мужчина, который ревнует жену к собственному ребенку, но давайте не будет так далеко здесь заходить) и вызывала только излишнее беспокойство. Поэтому в теме (не смог сейчас ее разыскать), в которой обсуждалось то, как ребенок сексуально реагирует на грудь мамы, я пишу в основном о том, как взрослые проецируют свою сексуальность на ребенка. И говорить об этом механизме мне кажется более важным, чтобы мамам не испытывать тревоги, которой и там бывает слишком много в материнстве. Для меня интереснее и важнее те идеи психоанализа, в которых рассматриваются взаимоотношения ребенка с матерью. Поэтому ГВ для меня помимо пищевого обеспечения — это общение матери с ребенком, а не сексуальный акт. Неофрейдисты, кстати, рассматривают ситуацию иначе, чем сам Фрейд. Рот просто является самым важным органом у младенца, через который он взаимодействует с миром.
Вторая фаза оральной стадии (первую называют оральным эротизмом) начинается после прорезывания зубов – фаза орального садизма. Ортодоксальный психоанализ подчеркивает то, что у ребенка развивается амбивалентное отношение к окружающим, желание соединиться с матерью и вместе с тем уничтожить ее. Может быть, идея о нормальности этой амбивалентности будет полезна тем мамам (например, moonly), которые сейчас пытаются как-то справиться с кусающими их малышами. Но мы очень легко проецируем собственные чувства, собственную агрессивность на ребенка. И «кусака» начинает казаться злонамеренным садистом, действия которого вызывают сильную обиду. Так что мне кажется идею орального садизма тоже лучше «положить на дальнюю полку».
Раз уж я увлекся описанием психосексуального развития, то упомяну об анальной стадии, которая сменяет оральную, тоже делится на 2 фазы и характеризуется тем, что сексуальное удовольствие связывают с ощущением при экскреции. Наслаждение испытывается при стимуляции слизистой оболочки нижнего отдела кишечника. Раннюю фазу называют «изгоняющей». Позднюю – «задерживающей», так как ребенок наслаждается в большей степени задерживанием, чем выделением фекалий. Обсуждение этих фаз было важно во времена Фрейда, так как родители увлекались клизмами и были чрезмерно фиксированы на приучении ребенка к чистоплотности. А повышенное внимание родителей к акту выделения приводит к преувеличенному вниманию самого ребенка к тому, как он может, управляя своим сфинктером, влиять на настроение родителей. В изгоняющей фазе ребенок может продемонстрировать свое неповиновение «пачкая весь мир». А в задерживающей фазе может «не отдавать ценный продукт», проявляя жестокость по отношению к беспокоящейся маме, или наоборот «одарить» ее фекалиями как ценным подарком. Для нас важно (например, в теме «страх горшка» http://www.myriamm.ru/forum/? forum_id=99&topic_id=2506) то, что фиксация родителей на акте выделения может способствовать задержке стула. Неофрейдисты считают, что на первый план выходит как раз борьба с родителями и борьба за внимание родителей, а не сексуальное наслаждение.