+7 985 921-74-72
Быть женщиной. Возрождение традиции.




У вас незнакомое лицо. Попробуйте ввести пароль или зарегистрируйтесь.



Главная / Психология и психотерапия / Взаимоотношения с детьми и воспитание / орет!


Игорь, Анна и вообще все, кто сталкивался с похожей проблемой! До сих пор спокойный ребенок 1год и 3 месяца вдруг стал неузнаваемый. Причем с мамой. А поскольку я с ним вдвоем почти все время провожу, то это происходит почти всегда. Стал устраивать истерики. Причем на пустом месте. Например, сидит за столом, кормится. Открывает рот, ест с удовольствием. Но при этом должен теребить в руках какую-то вещь, обычно телефон, пульт от телевизора. Попробуй не дай! Истерит благим матом. Кататься на руках готов с утра до вечера. если отпустишь на пол в момент, когда ему НЕ НАДО, опять в крик! Не даи что-то попавшее в его поле зрения, но потенциально опасное, опять в слезы. И все это с мамой. Если рядом папа, то в похожих ситуациях будет шелковый. А с мамой, как будто подменили ребенка. Папа может при ребенке спокойно читать, смотреть комп, разговаривать по телефону. Маме все это категорически запрещено делать. Как быть? Как реагировать? Это проходит?
14:44 06.03.2009, Katrina



Удивительно, у нас один в один такая же ситуация. На пол падает, валяется, изгибается, орет аж уши закладывает. Если видит мамин телефон — попробуй не дай. А папин не просит, знает что нельзя. С мамой такое не прокатит.
02:28 10.03.2009, Julie



Я бы предложил не бороться с "проблемой" вообще. Не воспринимать это проблемой. А представить, как он будет смело "строить" других в своей жизни, добиваясь удовлетворения своих потребностей, каким сильным будет у него характер, как он многого сможет достигать в жизни. Через Вас сейчас он усваивает, что такое быть упрямым и настойчивым. Усвоившие эти качества в раннем детстве люди становятся не трудными и эгоистичными, а наоборот, такими, которые и своего добьются и другим помогут, так как у них нет тревоги, что кто-то их "задвинет". Сейчас Вам трудно, я это понимаю. Но может быть можно решить, что его "капризы" сейчас являются самым важным в Ваших взаимоотношениях с ним, в его развитии. Тогда все остальное можно отложить. И привлечь какие-то ресурсы. Может быть, человеческие, когда с ним сможет кто-то сидеть подольше, чтобы Вы отдыхали и набирались терпения к новому сеансу его "капризов".
Иногда можно переключать внимание ребенка: вместо одного предмета дать другой, чем-то другим занять. Но это когда уже совсем устали. А так, я бы дал ему наслаждаться своими победами над мамой.

03:17 10.03.2009, * ИгорьГожий



Интересная тема. А где грань между "определением границ" дозволенного для ребенка и "наслаждением от побед над мамой"? То есть, важно ребенку давать выигрывать во время истерик? Или я что-то не так поняла?
Мне казалось, что во время истерик маме следует быть спокойной, показывать ребенку, что она принимает его и таким, НО ни в коем случае не идти у него на поводу именно ВО ВРЕМЯ истерик, т.к. это даст ребенку понять, что таким образом он может добиться желаемого и освоит этот способ… Так?

05:27 10.03.2009, tanichka



Я вот тоже что-то не поняла (та же самая проблема): идти на поводу или нет во время истерик. И до какого предела это можно сносить (нервы-то не железные:-)). Опять же как себя вести в общественных местах?
А еще можно сюда же вопрос: ребенок стал шустрым не в меру- приставляет стул и пытается влезть на подоконник. Что делать? Контролировать каждую секунду его не получается. Только отвернулась, он уже тащит стул. Оттаскиваю, при этом строго говорю "нельзя", но похоже, что для него это уже как игра — "победи маму"

07:12 10.03.2009, Murka



У меня сложилось мнение про залезания: если Вы боитесь, что ребенок свалится со стулаподоконника и пока не готовы контролировать его каждую секунду — положите стул на бок. Поднять его он пока не сможет. А вообще надо потихоньку доверять малышу лазить. Это ему очень нужно. У меня все внутри замирает, когда дочь оказывается на верхней ступеньке шведской стенки, но я ей говорю: "Держись крепче, высоко!» и не дергаю вниз. Вижу, что лезет осторожно и правильно. А пока боялись, заматывали на нужной высоте перекладины полотенцем, чтоб высоко не залезала. Потом сняли. И на стулья разрешаю залезать. С табуретки пару раз свалилась — больше не лезет. На столы не пытается — это папино "табу", с ним у нас строго.:) Согласна, что папины "нельзя" дочь воспринимает серьезнее, чем мои.
И не согласна, что дитю надо давать "наслаждаться победами над мамой". Если мама не запрещает все подряд, то ее редкий запрет как правило оправдан. И дать ребенку себя победить — зачем тогда запрещать вообще? Растим тирана и эгоиста?

09:30 10.03.2009, sidorovakoza



Стул на бок положила:) Так он теперь залезает на спинку кресла и пытается встать. Снимаю его оттуда, а он с радостным визгом лезет обратно. Оля, а вы наверно контролируете, когда Женя залезает по шведской стенке? или ей самой разрешается?
Тоже мечтаю о шведской стенке или каком-нибудь спортивном комплексе для малыша. Чувствую, что ему это очень надо. Недавно ездили в детский центр в Снеж.ком (очень рекомендую!). Там замечательная лазалка для малышей. Так мой в секунду, как обезьянка, забрался по сетке на самый верх. (Простите — не в тему)

06:36 12.03.2009, Murka



Когда я отвечаю на вопрос, я не знаю контекста, в котором ребенок демонстрирует то или иное поведение, не знаю, какова ситуация в семье. Поведение ребенка может быть связано с тем, что произошли в семье структурные изменения (кто-то ушел или появился), изменились отношения между родителями, ребенок пережил психотравму (например, мама вышла на работу). Поэтому мои ответы относятся к идеальной семье, когда поведение ребенка связано только с его развитием и потребностями этого развития. В год и три месяца ребенок настроен осваивать настойчивость, а не границы и семейные нормы. То есть для его развития будет полезнее «наслаждаться победами над мамой» в этот период. А строгости полезны после 2-х лет. И это западные нормы конца прошлого века. Японцы дают ребенку такую свободу еще дольше. Мир все больше движется к свободе от строгих норм. А эгоистами и тиранами становятся те, которые не познали «тиранизм» до двух лет. Когда потребность малыша в эгоцентризме в этом возрасте насыщена, ему не нужно тиранить других во взрослой жизни. Тиранами становятся параноики, чьи потребности в безопасности и доверии не были удовлетворены до полутора лет, и нарциссы, которыми не восхищались в этом же возрасте. О потребностях ребенка мы говорили в теме «ненасыщаемые потребности» (http://www.myriamm.ru/forum/? forum_id=99&topic_id=1938). tanichka, мы используем понятие «истерики» не как научный термин, а описательно. В возрасте год и 3 у ребенка больше потребность в освоении настойчивости. А управление (манипулирование) родителями через «истерики» становится актуальным попозже. Игнорирование «истерики» является лучшим средством для ее прекращения. Это общее правило в управлении поведением: мы полностью игнорируем какое-то поведение, и оно исчезает. Но надо ли это в год и три? Ведь можно игнорировать плач младенца, и он тоже будет исчезать. Я про «методику» «дать ребенку прокричаться». На самом деле было время, когда считалось, что мать может игнорировать плач, ребенок покричит и успокоится. То, что он будет слегка шизоидным (замкнутым, менее общительным), не принималось во внимание. Таким образом, вопрос в том, какая цель у мамы? Сделать ребенка более удобным или помочь ему в развитии? Самые удобные дети это запеленанные и уложенные в отдельную кровать, которые уже прокричались и «успокоились». Но мамы таких детей редко посещают подобные конференции. Нормально развивающиеся дети не удобны. И неудобны, прежде всего, Katrina, с мамой, так как функция папы – социализация, его слушаются.
Я понимаю, как бывает сложно с малышом, и знаю, как иногда хочется резко остановить его повышенную игривость. Мне бывает легче принимать малыша, когда я думаю о том, как эти действия его развивают. Он тянет меня за волосы, мне больно, но когда я думаю о том, как здорово развивается его кисть, его рука, я готов потерпеть эту боль. Он кричит задорно и громко, и не дает мне сосредоточиться за компьютером, но я хочу, чтобы он был «громким», мог громко предъявлять себя миру, поэтому я снова потерплю.
14:50 10.03.2009, * ИгорьГожий



А как это сочитается с т.з. консультантов по грудному вскармливанию о том, что в год надо вводить ограничения и правила относительно доступа к груди (например, нельзя на улице, в общественных местах, нельзя играться, теребить)? Что про это психологи думают?
05:36 12.03.2009, mother goose



То есть получается, что до двух лет ребенку надо все разрешать (а есть вещи, опасные для жизни), а после двух начинать запреты? По-моему, это нелогично и для самого ребенка тоже. Почему сначала что-то было можно, а потом стало нельзя. Я бы в этой ситуации больше протестовала на месте малыша.
Опишу конкретную ситуацию (не мою, но близко знаю семью). Ребенку год и три, ему нужен мамин телефон, но только тогда, когда по нему ей звонят и нужно поговорить. До звонка был не нужен, лежал в доступном месте, разрешают им играть. Предложить другой предмет (игрушечный телефон, настоящий телефон, любимую кастрюлю, яблоко и т.д.) не проходит. Объяснения дитю бесполезны. Попросить позвонившего перезвонить — ребенок опять услышит и все начнется сначала. Мама уходит говорить в другую комнату — бежит за ней, кричит, плачет, висит на одежде. Если все же дать в руки — хватает и убегает с телефоном, не отдает. И так при каждом разговоре (если случайно не спит). Мама с рождения с ребенком, ГВ до сих пор, не выходила на работу, не переезжали, папа как придет — сразу с ним возиться. Конечно, не знаю скрытых "подводных камней" чужой семьи, но малыша любят и совершенно свободно воспитывают. Маме совсем перестать общаться с другими людьми в такой ситуации, уступить?
Другой ребенок и другая семья, но тот же возраст. Малышка хочет тонкий хрустальный бокал с верхней полки шкафа. Стоит внизу, тянет руки. Дают потрогать, но объясняют, что стеклянный, разобьется, можно порезаться, опасно. На тебе кружку. Нет, хочу вот тот красивый играть. Нет, опасно, разобьется, порежешься, больно будет, пошли кукол из кружки поить. Рев, настойчивое притягивание мамы к шкафу. Мама, исчерпав все аргументы, уходит в другую комнату, дите идет за ней, стоит рядом и ревет. Тянет за руку в комнату с заветным шкафом. Так может быть минут сорок. Дать бокал, пусть развивает тактильные ощущения, узнает, как разбивается и режется? Я вот даже не против. А если папа эти бокалы собирает, например, и он раритет 18 века? Согласна, его можно спрятать. Но всего в доме не спрячешь. Вот бокал год не нужен был, а щас стал нужен.

03:03 11.03.2009, sidorovakoza



наверное, тут вопрос компромиссов. Ребенку лучше играть с этим бокалом (телефоном), родителям лучше, чтобы бокал (да и ребенок;)) остался цел. Если есть возможность учесть интересы ребенка — учитываем, нет — ну что ж поделать, мама тоже человек и в чем-то ребенок;). Только помним, что это не для блага ребенка, а чтоб маме было удобно. Оля, ты для меня авторитет в воспитании детей и понимаешь в этом куда больше меня, я ни в коем случае не хочу тебя поучать, просто пишу, как я это вижу и использую в нашей жизни. Что касается ситуаций, опасных для жизни — ты же сама писала про табуретку на боку. Вот мое убеждение, что в возрасте 1.3 (как раз возраст моего сына) слово "нельзя" ну совершенно не работает, а запреты вызывают усиленное желание добиться своего. Никто, конечно, не призывает позволять ребенку бить стекло и играть с осколками. У нас это выглядит так: ребенок берет вожделенный бокал (я очень внимательно смотрю, что он делает), мы, допустим, несем его на мягкий матрас, мои руки наготове поймать-отнять. При первой возможности отвлекаю, бокал прячу. В следующий раз лезем на полку — ай-ай! нет бокала. вот полка, ты хотел — изучай. какой такой бокал? нет никакого бокала, не знаю, о чем ты. Кстати, папа наш обычно в шоке, когда наблюдает за такими нашими "играми" — с проводом, с таблетками и тд. Когда действительно появляется опасность, естественно, отнимаю сквозь крик и протесты. А ребенок пару раз поиграет — и дальше ему уже не интересно, можно возвращать на место.
С телефоном — та же беда. Разговариваю меньше;), когда одна с ребенком. Если очень надо — говорю сквозь крик и считаю, что сейчас мне это важнее, чем ему. Когда присаживала его в 5 мес, тоже отдавала себе отчет, что это надо мне, а ему вредно — но моя спина не выдерживала все время держать его в нужном положении. Так и живем;)

04:41 11.03.2009, Lesley



Про телефон. Предлагаю испльзовать современные технические штучки — есть такая штука, на ухо вешается. Вести переговоры через нее :) Про бокалы 18 века — я бы сдала на хранение бабушке. Вот только ума не приложу, что с цветами сделать (кажется, это стратегическая цель дочери и она к их уничтожению с каждым днем все ближе)? Извести из дома что ли?
11:48 11.03.2009, s_veta_lana



Ой, ну вот, какой же я авторитет?! %)
А поступаю примерно так же, как ты, если это не угрожает жизни и здоровью. Вот только таблетками играть у нас нельзя, и упаковками от них тоже. Может случайно найти без мамы и съесть, хоть они у нас высоко и глубоко. Мой племянник как-то в 2.5 нашел пачку но-шпы и наглотался. Все живы, но в промывании желудка и больнице вообще ничего приятного нету.

07:13 11.03.2009, sidorovakoza



да если сакцентировать внимание на упаковке от таблеток, он потом прицельно будет ее искать, чтобы изучить, что же в ней такого особенного!
07:21 11.03.2009, Lesley



кака животрепещащая тема. а что делать нам? ребенок 1 г. и 3 м. когда ест — обязательно выливает содержимое тарелки себе на голову — мне в общем было бы все равно, если бы не надо было после этого мыть голову, а это супер-стресс для него с реальной истерикой. мы даже почти не умываемся ;) включаешь кран с водой — цепляется за меня руками и ногами и орет (страх этот, кстати, на ровном месте — ничего плохого с водой не случалось у нас, ттт). так вот — мы едим — одной ложкой я его кормлю, другой он возится в тарелке, часть на стол выливается (я как могу контролирую, но ложку не отбираю) и часть выливается из ложки на голову сознательно и специально — я запрещаю, но это не работает. забираешь ложку — крик. и вот что нам делать? если бы он давал мыть голову — пожалуйста "побеждай" маму, но тут… крик от забирания ложки — это лепет по сравнению с истерикой в ванной…
05:12 11.03.2009, tosha



а если идти мыть голову немедленно после того, как на нее что-то выливается? и в душ, наверное, можно вместе залезать — я бы в такой ситуации вместе лезла — не помогает от истерик?
05:43 11.03.2009, Lesley



немедленно- не знаю ;) будем есть 3 часа
вместе — только вместе…

13:30 11.03.2009, tosha



У нас было так же с водой. вдруг, на ровном месте началась паника от мытья. Стали мыть очень быстро, фактически только подмывать, не ставя в ванну. Потом я придумала запускать их вместе с сынишкой, он любит в ванне играть с игрушками. Ариша сначала снаружи стояла, потом стала участие в играх принимать, потом потихоньку в ванну залезла и позволила душиком себя поливать. Дня за 4–5 опять приучились к мытью :)
12:26 11.03.2009, линочка



если не давать ему изначально ни тарелку, ни ложку? тарелка у вас в руках (так, чтобы он не дотягивался), ложку доносите до рта. если протестует — ставьте условия: вот тебе ложка и тарелка, едим аккуратно. вылил ложку — отобрали ложку, отобрали тарелку, кормите сами.
если протестует — спрашиваете: хочешь есть? хочешь — ешь у меня с ложки. не хочешь — иди гуляй.

голодный ребенок не станет нарочно разливать еду. он ее будет есть.

ну и хвалить активно за попытки есть аккуратно. поощрять — "ты молодец, так аккуратно ешь, хочешь сам ложкой есть? вот тебе ложка"

05:22 11.03.2009, Долли



Большая проблема. Уже показали, что нельзя так делать — у нас так было с бросанием еды на пол. Был качмаррр. Пол года ребенок бросал на пол еду. Ну, может не пол года, но месяца 3 точно. Помогло вот что: клала еду ему в стол и отворачивалась мыть посуду. Через долго-долго — прошло.
Тебе есть такое гениальное предложение: составляющие супа давать отдельно, бульон — в поильнике. ну чем я не гений???:-))

11:55 11.03.2009, Q



пришел наш папа, проникся проблемой и предложил кормить ребенка в шапке:)))
11:56 11.03.2009, Lesley



лучше тогда в резиновой шапочке для бассейна:)
05:19 12.03.2009, РЮ



Да, но это получается запрет — не выливать еду на голову. И мама не дает себя "победить" — причины Тоша изложила. У ребенка не будет насыщена потребность в эгоцентризме, так, Игорь?

У нашей дочки в этом возрасте была потребность во время купания зачерпывать воду из ванны ведерком (поллитровым, примерно) и выливать мне, сидящей рядом на табуретке, на колени. В раковину выливать не хотела, переливать в тазик, стоящий на коленях — тоже. Надо было, чтоб мама была мокрая. Я стала залезать вместе с ней, но это не всегда получалось. Отнять ведро — тоже не выход. У нас гидроизоляция и дополнительная стяжка, плиткой полностью облицовано, но вытирать, ползая под ванной 2 см воды каждый вечер мне не хотелось. Боролись долго. Помог дядя сосед, живущий под нами. Он показал Жене своего кота, она от зверей тащится. И вечером, когда дочь пыталась вылить ведро, я сказала, что там внизу живет пушистая киса, которой не хочется быть мокрой. А она будет мокрой, потому что наша вода польется у дяди с потолка и все зальет. Как ни странно, больше она так никогда не делала. Но у нам достался волшебный ребенок, которому можно было объяснить или переключить-отвлечь. И можно у нас практически все. Но каждый день таких ситуаций малыш выдумывает много. Вот Вы бы, Игорь, стали терпеливо вытирать каждый день два ведра воды с пола и ждать, когда сын насытит свою потребность? Я три дня честно ждала, но стало жалко ремонта соседей…

07:08 11.03.2009, sidorovakoza



У меня стало складываться впечатление, что Вы пытаетесь довести мои утверждения до абсурда и выставить меня дураком. Мне это неприятно. Можно высмеять любую идею, любой взгляд, я сам умею это делать очень хорошо. Но наш разговор теряет конструктивность.
У ребенка есть потребности, у родителей есть потребности. Есть вещи, которые запрещаются ребенку однозначно, так как опасны, и это очевидно. Родитель решает, что для него сейчас важнее: своя потребность или те качества, которые развиваются сейчас у ребенка. Если ребенок важнее, то родитель получает удовольствие оттого, что позволяет ему развиваться, проживая тяготы и лишения семейной жизни. Если за такое развитие приходится слишком дорого платить (деньгами, временем, энергией), то родитель или ищет компромисс (подменяет вещь, меняет активность малыша), или просто запрещает. При запрете хорошо бы помочь ребенку ОСВАИВАТЬ гнев, тогда и польза будет тоже.
В ситуации, которую описала Katrina, я бы заменил рабочий телефон на старую трубку (как собственно мы уже давно поступили в аналогичной ситуации), а ребенка бы таскал, так как и мне приятно и ему полезно, и радовался бы, что пока еще он позволяет себя потаскать. Если ребенок льет воду, крошит хлеб, что-то ломает, он познает мир, изучает его. Если у меня есть время ему это позволить, я позволю. И конечно не буду вытирать два ведра воды с пола.
Есть время, когда запреты НУЖНЫ ребенку для его развития. И это время приходит после 2-х лет. А есть время, когда нам ПРИХОДИТСЯ что-то запрещать. Так вот, в год и три запреты нужны не ребенку, а родителям. И если нужны, то вводятся.

12:47 11.03.2009, * ИгорьГожий



Что Вы, Игорь, и в мыслях не было Вас обидеть или высмеять. Я вообще по жизни ужасно боюсь кого-нибудь обидеть и себе запрещаю обижаться, хотя, наверно, зря. Действительно хочу понять, не ущемляю ли ребенка в его устремлениях проявлять настойчивость и упрямство, уж очень покладистый ребенок с самого рождения. Хочу понять границу, когда запрет нужен, а когда уступить. Почему именно возраст два года определяющий, ведь дети развиваются в разном темпе? И как объяснить ребенку, почему раньше что-то было можно, а стало нельзя? Почему мама раньше уступала, а теперь не хочет? Всегда казалось, что если уж запретил — держись до победного, а если позволял — нельзя менять решение, даже если это было ошибочно.
06:42 12.03.2009, sidorovakoza



Жаль, что мы друг друга не поняли.
В развитии ребенка выделяют этапы, и на каждом этапе у малыша стоит задача удовлетворить определенные потребности в первую очередь. Естественно границы этапов весьма условны, так как дети развиваются с разной скоростью, но последовательность самих этапов остается. Вначале формируется отношение к миру, затем к людям, потом к себе и уже затем умение строить отношения в команде (то есть в семье). С 0 и примерно до 6 месяцев для ребенка важно сформировать свое первичное отношение к миру: безопасен он или нет. В этой связи говорят о базовом доверии к миру. При нормальном формировании этого доверия ребенок становится более смелым идет по жизни с большим удовольствием, жизнь становится в большей степени похожа на интересное приключение (а не на тяготы и лишения). Это доверие создается ГВ, постоянным телесным контактом с малышом, кормлением по требованию, одним словом, мать должна быть рядом, когда малышу это надо. Ограничения мешают удовлетворению этой потребности. Примерно с 6 месяцев на первое место встает задача сформировать доверие к окружающим людям. И чем терпимее эти люди, тем более открытым и смелым в отношениях станет ребенок. Дисциплинарные воздействия мешают формированию доверия. Именно поэтому запреты должны быть только в необходимых пределах. Следующая задача развития –это формирование первичной самооценки. Чем в большей степени ребенок сможет насладиться восхищением в свой адрес, радостью родителей по поводу его достижений в манипуляции предметами и людьми (самими родителями), тем увереннее ребенок себя будет чувствовать в последствии. К 2-м годам это процесс становится менее актуальным, и на первом месте оказываются задачи познания ограничений, запретов и (возможно) санкций. Если дисциплина насаждается раньше, ребенок может не полностью использовать возможности предыдущих этапов развития. Поэтому запреты используются только по необходимости, а если можно потерпеть малышовае игры, лучше потерпеть.
Когда вводятся требования, ребенку не обязательно объяснять причины. Ему не причины нужны. Ему нужно просто научиться подчиняться тогда, когда этого требуют люди, наделенные властью (в данном случае папа и мама). «Нельзя» просто потому что мама так хочет. Одного желания мамы достаточно. Мама вправе опираться только на свое желание, так как она главная. И мама вправе менять свое решение. Она может сегодня разрешать одно, а завтра это же запрещать. Это ее право. Ребенок узнает, что в мире есть власть, что решения можно менять, можно ошибаться и принимать другое решение. Это очень важные уроки для ребенка. Перерешения мамы не вредны, а наоборот полезны для ребенка. Он должен научиться тому, что люди имеют право менять свое решение и допускать ошибки. Это позволит ему в последствии чувствовать себя более уверенным человеком (не будет страха перед ошибками).

13:52 12.03.2009, * ИгорьГожий



А как правильно озвучивать перерешения? Ну, т.е. понятно, что я объясняю ребенку почему мы сейчас поступим иначе, чем в прошлый раз. Надо ли озвучивать что мама именно ошиблась? Т.е давать понять, что и мама бывает ошибается.
14:13 12.03.2009, Marishka



Если мама может ошибаться и особо не переживает по этому поводу, то значит в ошибках нет ничего страшного. Можно ошибаться и затем ошибки исправлять (нести ответственность за свои ошибки это не бояться их, не переживать по поводу них, а просто их исправлять). Это важно знать ребенку. Поэтому ему можно говорить, что мама ошиблась.
14:48 12.03.2009, * ИгорьГожий



Как здорово про перерешения! А я то думаю ,что я так ошибок боюсь :) И переживала, что при сыне решение меняю :) Правда, всегда объясняю, почему :) Спаибо, такая интересная мысль!
14:00 12.03.2009, линочка



Спасибо! Тогда не все так страшно:). Можно и запрещать иногда. И ошибаться иногда не страшно.:)Правда, спасибо огромное, особенно за последний абзац. Так вовремя — чувство вины за неправильное воспитание еще не успело сформироваться.
14:07 12.03.2009, Murka



Спасибо, Игорь! Очень полезно.
14:05 12.03.2009, tanichka



Игорь, спасибо Вам! У нас тут случай был — чуть ранее данного обсуждения — малыш взял насадку от пылесоса, а я ее к тому времени еще не помыла (он сразу в рот тянет). Что на меня нашло — не знаю, но я ее просто взяла у него, без обмена на что-либо (обычно меняемся). У него, естественно, крокодиловы слезы (сразу и много — откуда так?), но не очень долго — внимание быстро переключила. Так на следующее утро преподнесла ему эту насадку, уже вымытую, с извинениями:) И объяснениями своего поведения. А потом смотрю — тут такое как раз обсуждается. Правда, деть младше пока 2-х лет — ему 11 мес.
04:36 13.03.2009, Настя



Да, забыла. Он меня очень внимательно выслушал, по окончании улыбнулся и пополз по своим делам:) Извинения были приняты:)
04:38 13.03.2009, Настя



Это Ваша взрослая проекция (Вам кажется, что ребенок принял извинения так, как будто он Вас понял, Вы спроецировали на него свои взрослые мыслительные умения), ему было просто приятно с Вами общаться. Он уже ничего не помнил про вчерашний пылесос. Когда Вы отнимаете у него что-то, надо принимать его злость. В этом возрасте это значит, что Вы внутри себя не обесцениваете его чувства, не смеетесь над ними, а относитесь к ним с уважением и пониманием.
14:43 13.03.2009, * ИгорьГожий



О как! Буду знать:) В плане пылесоса на следующий день — я так и думала, что просто понравилось общение, но иногда так совпадает, что думаешь, ребенок уже взрослый:) А по поводу памяти как раз все время задаюсь вопросом — как долго в каком возрасте ребенок что-либо помнит? Может, Вы знаете?
00:18 14.03.2009, Настя



А по поводу чувств — мне показалось, что ему тогда было обидно, а злость уже на каком-то там месте 3 по эмоциям. И я принимала его обиду. Про злость тоже не забыла — но на порядок меньше. На тренинг к Вам не попадаю — с дитем:) Потом повтор будет? Для тех, у кого детки подрастут и уже смогут остаться без мам?
00:24 14.03.2009, Настя



Повторение тренинга может быть и будет, а может захочется сделать что-то другое. Сложно загадывать
14:35 14.03.2009, * ИгорьГожий



Игорь, Вы совершенно напрасно расстроились. оля совершенно не имела в виду Вас обидеть, я уверена — она действительно хочет знать — может она мать-ехидна, и НАДО вытирать воду? Я знаю, потому что я тоже над каждым своим запретом дитю потом дооооолго рефлексирую — а может не надо было?
А Вы просто молодец!!!!!! Вам огромное-преогромное спасибо!!!!!!! Правда. Без шуток. Все, что Вы пишете — нестандартно, необычно, ново и очень интересно. Вот уж чего в жизни не ожидала от психолога ;-)))

16:35 11.03.2009, Q



ну вот :(мы вас расстроили. целый день думала — вот залезу вечером и напишу СПАСИБО!!!! за ВАШ труд. эта тема мне кажется очень важной -ведь я думала, что такое поведение это манипуляция и вела себя соответствующе и если бы не ВАШИ комментарии многие бы не задумались, что они взаимодействуют с детьми не так!!! СПАСИБО ИГОРЬ!!!!
вернусь к СВОЕМУ вопросу. вопрос был не про то, что делать в конкретной ситуации, а про то, что делать если удовлетворение настойчивости ребенка ведет за собой психологический стресс этого ребенка (когда речь не идет об опасных ситуациях). что "пердпочтительнее" для психики — удовлетворить потребность и получить истерику или неудовлетворить потребность и получить недовольство? и как ПОМОЧЬ освоить гнев?(конкретный пример к вопросу- мы моем голову — он рыдает -мою быстро и очень осторожно, чтобы в глаза ничго не попало и говорю — тебе очень не хочется мыть голову, я понимаю, тебе неприятно, но голову помыть надо — она грязная. мы помоем очень быстро и целую его и так по кругу пока не вымою)

И, если позволите, еще один вопрос, а есть какие-то "характерные особенности" которые позволят различить манипуляцию и насточивость?

14:48 11.03.2009, tosha



Освоить гнев это:
знать, что гнев нормальное чувство и не бояться его,
знать, что злиться можно, и никто от этого не помрет,
знать, как ощущается гнев внутри,
знать, какой он может быть интенсивности,
знать, что можно делать, когда злишься, и что нельзя.
Важно, чтобы родители относились к гневу, как к хорошему чувству (все чувства хороши), не стыдили и не обвиняли ребенка и показывали, какие действия надо ограничить. Например, нельзя бить маму. Насколько я понял, Вы именно так и делаете.

14:08 12.03.2009, * ИгорьГожий



я правильно поняла, что до двух лет нет понятия "манипуляция"?
02:09 12.03.2009, Lesley



я так тоже поняла, но ведь не в день рождения в 2 года настойчивость трансформируется в манипуляцию. возраст все же условный критерий, как мне кажется……может он в год и 7 начнет манипулировать;) или раньше или в 2, 5? как понять, что это уже не настойчивость?
04:22 12.03.2009, tosha



Где-то читала (не люблю ссылки на "где-то"), что какие-то ученые (на них тоже не люблю ссылки :))) доказали, что ребенок способен к манипуляции уже с 6 месяцев, когда плачет, чтобы мама к нему подошла.
Наверное, манипуляция манипуляции рознь. Мне кажется, есть "жизненно необходимые манипуляции" — например, когда малыш кричит, и если мама к нему не подходит, у него формируется убеждение, что он никому не нужен. А есть "взрослые" манипуляции, когда уже более взрослый ребенок осваивает манипуляцию как регулярное средство для достижения своих целей. Так?

05:17 12.03.2009, tanichka



Если каждого из нас спросить о том, что такое манипуляции, мы можем получить много самых разных определений. И обнаружим, что манипуляции манипуляциям рознь. проще решить, что манипуляция это все случаи когда один человек хочет чего-то добиться от другого. иногда это бывает открыто, а иногда незаметно. Малыш начинает понимать что какие-то его действия ведут к цели, а какие-то нет, очень рано, есть мнение, что с 6 мес. Малышу нужно рассчитывать, когда плакать, когда быть спокойным, когда улыбаться маме. Ту часть психики, которая занимается всеми этими расчетами, в Трансактном анализе называют "Маленький профессор". Он учится чувствовать маму и управлять ее. И это здорово. Это умение необходимо, чтобы просчитывать ситуации в отношениях с другими людьми. А будет он использовать этот навык во вред окружающим или нет, зависит уже от семейных нравственных ценностей.
14:44 12.03.2009, * ИгорьГожий



ну да, конкретно в этой ситуации потребность в эгоцентризме насыщена не будет, если не удастся придумать, как ее насытить и не залить соседей или не спровоцировать истерику во время мытья головы:). Остается надеяться, что такие ситуации — скорее, исключение и на общую картину влиять будут не очень сильно.
07:19 11.03.2009, Lesley



Спасибо за ответы! уже приятно оттого, что не только у меня такая проблема!
09:05 12.03.2009, Katrina