|
Главная / Психология и психотерапия / Взаимоотношения с детьми и воспитание / про принуждение
| тут уже подобная тема всплывала… хотелось бы узнать у Игоря и у Анны, что они думают вот по какому поводу. я стараюсь не принуждать делать ребенка вещи (ребенку год и восемь), а объяснять и "вдохновлять". но иногда на это не остается времени или, чаще, сил :(например, ребенку нужно закапать в нос капли. когда я прибегаю к убеждению, долго объясняю, показываю на себе, говорю, что "как только пшикнем, дам тебе молоко", то часто срабатывает, и дочь подставляет носик. но иногда хочется просто поскорее уложить ребенка к себе на коленки и капнуть ему все, что нужно. у дочки это вызывает бурю протеста. а в одну из ночей (после дня, полного мед.процедур, болезненных промываний и т.п.) она среди ночи сказала (во сне) "отпустите меня!»
я понимаю важность правил в жизни ребенка, важность авторитета взрослого. то есть, мне кажется, есть вещи, которые должны насаждаться "авторитарно", если иначе не срабатывает (например, усаживание ребенка в автомобильное кресло, если даже ему там не нравится).
но где грань между либерализмом-авторитаризмом в подобных случаях?
хотелось бы узнать Ваше, Игорь и Анна, мнение, а также мнение всех остальных :) 04:24 10.01.2009, tanichka
|
|
| Я начал тему «про принуждение» в разделе «как общаться в семье».
Бывают случаи, когда ребенка нужно именно заставить что-то сделать. Чтобы не переходить к пристыжениям и обвинениям, можно воспользоваться «мягким настаиванием». Мягкое настаивание состоит из демонстрации того, что мы принимаем чувства ребенка, его желания или не желания, и твердости в том, что мы требуем от него: «Я вижу, что ты очень не хочешь …. Вместе с тем нам надо …, поэтому сделай …», ответные действия ребенка, «Я вижу, как ты злишься на меня, и все же нам надо …, поэтому сделай …», ответная реакция ребенка, «Я понимаю, как тебе неприятно …, но нам надо …, поэтому сделай …». Мы показываем, что нам важны переживания ребенка. И при этом продолжаем настаивать на своем. Мы даем безусловное положительное поглаживание, а затем продолжаем настаивать. При этом сохраняется баланс поддержки и конфронтации. Должна присутствовать мягкость и твердость одновременно. «Я понимаю, как тебе не хочется залезать в это кресло, но нам надо ехать, и поэтому тебе придется в него влезть», ответная реакция, «Я вижу, как ты злишься, но нам нужно, чтобы ты …». Чем меньше ребенок, тем больше используется несловесная поддержка – тоном голоса, прикосновением, поглаживанием.
Иногда важно настаивать, ссылаясь не на слово «надо», а на свое «Хочу». «Я хочу, чтобы ты убрал игрушки, так как люблю порядок». Желание матери вполне достаточное основание, чтобы ребенок что-то сделал. А ребенок может учиться тому, что его желания, когда он будет взрослым, будут также очень важны. Такое мировоззрение ему будет полезно, чтобы вести себя увереннее в жизни. Одно из правил уверенного человека, которое изучают на тренингах уверенности: мои желания очень важны, и я могу настаивать, опираясь только на них.
11:48 10.01.2009, * ИгорьГожий
|
|
| Это сопровождается физическим принуждением или мы пытаемся уговорить ребенка? Например, нам надо ехать туда-то, поэтому садись в автокресло, и сажаем, или ждем, пока согласится и сядет сам? А если слушает, не протестует, но делать не делает? Ждать до победного? А как Вы относитесь к "заговариванию зубов"? Например, ребенок отвлекается какими-то разговорами, песенками, и над ним производится какая-то нелюбимая манипуляция (моется голова, капается нос, одевается одежда, сажается в автокресло)? 13:19 10.01.2009, mother goose
|
|
| Если один раз резко взять и закапать, то, конечно, это никак на ребенке не отразиться. Тем более что обычно мама инстинктивно малыша, если тот захныкал, к себе прижмет и успокоит. Что бы родители не делали (кроме крайнего насилия) за один раз особых последствий не будет. Но если сурово воспитывают «настоящего мужчину», капают в нос, потом хлопают по попе со словами: «Терпи, казак, атаманом будешь!», и оставляют его поплакать и самому успокоиться, то это уже воспитательная система. И принцип «То, что не убивает ребенка, делает его сильнее». Тогда речь идет в первую очередь об отсутствии адекватной поддержки, а не о самом закапывании в нос. Его не успокоили. И если это происходит регулярно, то влияет на развитие характера. Воспитывается суровый «настоящий мужчина». Слегка шизоидный и слегка параноидный (см. тему «ненасыщаемые потребности»). 00:13 12.01.2009, * ИгорьГожий
|
|
|
|