+7 985 921-74-72
Быть женщиной. Возрождение традиции.




У вас незнакомое лицо. Попробуйте ввести пароль или зарегистрируйтесь.



Главная / Психология и психотерапия / Взаимоотношения с детьми и воспитание / Не отстаивает себя


Игорь, помогите, пожалуйста!
Мальчику 2, 5 года. Речь достаточно хорошая, может неплохо объясниться с другими детьми, его понимают. Тихий, спокойный, дружелюбный, деликатный, очень любит всем помогать. Знает, что есть чужие игрушки, есть свои. Делится своими, если его попросить, чужие же почти не трогает или спрашивает разрешения. Есть друзья-ровесники, с которыми хорошо ладит. Практически копия своего отца, он тоже был таким в этом возрасте, правда, уже умел читать.
На сегодняшний момент вижу следующую проблему. Он совершенно не умеет отстаивать себя. Если у него отбирают его игрушку, если бьют, толкают, сбивают с ног или на него кричат, он закрывает глаза руками и плачет со слезами. На вопрос, почему он плачет, не отвечает. Но мне кажется, что от обиды, если с ним поступают несправедливо, а не от боли.
Я не знаю, что мне делать.
Обнимаю его, говорю, что он ни в чем не виноват, что обидчик не прав, но плакать не надо, а лучше в следующий раз не давать ему своей игрушки или дать сдачи.
На мое предложение дать сдачи он говорит "Не могу".
Если родители ребенка, обидевшего моего, никак не реагируют, я сама строго говорю ему "Так делать нельзя!», а если эпизод повторяется и родители бездействуют, сама угрожаю наказать, но это уже совсем от отчаяния. В основном стараюсь переключить внимание и увести своего подальше.
Игорь, как мне правильно себя вести? Что почитать на эту тему? Сердце щемит, так больно видеть эти слезы…

07:05 23.04.2013, Юлия76



У ребенка возраст, когда пора научиться навыкам выражения гнева и недовольства. Вы с мужем могли бы вместе решить, какие формы выражения гнева приемлемы для вашей семьи и в каких ситуациях. Как действовать, когда злишься на ребенка твоего возраста и пола, как, если это девочка, как, если ребенок старше, если младше, как злиться на взрослых незнакомых, как на знакомых, как на близких. Если формируется социальный навык, то, чтобы не пускать его на самотек, стоит продумать, как он должен проявляться в самых разных ситуациях. А затем просто его планомерно формировать. Для этого есть:
1 Инструкции: рассказываете о том, как оттолкнуть или ударить (или топнуть ногой, или закричать "Мое", или "Не дам" или …) и кого, а кого не стоит.
2. Собственным примером: показываете, отбирая игрушку и высказывая свое недовольство другой маме, а затем комментируете ситуацию ребенку — мальчик такого же размера как и ты, поэтому просто отними свою игрушку.
3. Показываете примеры из книг. Можно почитать любые сказки, в которых описываются конфликты, и вставлять нужные формы поведения. Например, в "Буратине" нападает крыса. По книге Буратина напуган, и его выручает папа Карло. Но вы можете вставить описание такого поведения, которое хотели бы видеть у сына. Например, он схватил крысу за хвост и стал …
Но вначале стоит подумать, что вам мешает проявлять свой гнев и не сходить ли по этому поводу к психологу, чтобы разрешить его себе, справиться с тревогами, которые не дают его проявлять (или с виной, или со стыдом)

00:19 27.04.2013, * ИгорьГожий



Игорь, спасибо!!
12:46 08.05.2013, Юлия76



Я бы нависала над своим ребенком и блюла :)
При попытке выдернуть у него игрушку преспокойно задерживала игрушку у него в руке, без лишних эмоций, просто помогала бы удержать. Говорила бы: Андрюша еще сам не наигрался. Или бы удерживала и говорила: хочешь взять, попроси Андрюшу!
Таким образом, практически дала бы ему пример того, как не надо отдавать свое, если не хочешь. А объясняй не объясняй, только воздух сотрясать. Раз-другой так сделаешь, уже наверно будут видны подвижки.
А еще случай: мы топаем домой, а навстречу бежит пацанчик, года на три старше моего с длинной палкой. И вижу, что целится треснуть моего :).
Перехватываю на лету и строго говорю: я не разрешаю тыкать палкой моего сына!
И никаких наказаний после — наказания после совершенного это что-то типа мщения. Ах, моему ребенку плохо, так пусть и тебе, паршивцу, будет плохо!


У нас немножко другая картинка, ваша мне видится более очевидной.
У нас не дергают из рук, поэтому карать как бы некого. У нас малыш оставляет свое добро на площадке без присмотра, его (имущество игрушечное), разумеется, тут же хватают.
А потом начинает огорчаться, не плачет, а именно супит бровки, смотрит недовольно, ходит за своей игрушкой издалека, но молчит и терпит! Вмешаться ли мне? Я даже не знаю…
Самое разумное мне видится в нашей ситуации вообще не брать ничего дорогого сердцу на площадку :))

08:04 23.04.2013, Олеся



Спасибо большущее!
Вы всегда раскладываете все по полочкам!
А если ребенка уже обидели, если я недосмотрела и не предотвратила. Например, ударили — толкнули на горке, где я не присутствую (такое уже бывало). И вот он уже в слезах. Хочется не только утешить, но и научить справляться с ситуацией самому. Что я могу сделать?

20:27 24.04.2013, Юлия76



Ой, ну я даже не знаю, такой маленький еще. Я бы утешила и переключила внимание на что-то интересное, а в следующий раз смотрела бы в оба.
А вы бы как предложили поступить? треснуть обидчика? или сказать: Вася, ты не прав? это же дети, обидчик небось тоже метр с кепкой.
Может, попробовать потом отдельно когда-нибудь проиграть на игрушках, вот медвежонок толкнул зайчика, а зайчик ему говорит: толкаться нехорошо. Или как вы себе представляете развитие событий. И так несколько раз поиграть.
У меня такой деликатный ребенок, к песочнице подойдет, на чужой трактор глянет и мнется-мнется, без разрешения не берет. А на днях протаранил девочку маленькую, на мотике гнал. Вот тебе и деликатный. А они, наверно, подумали, что мы страшные хулиганы.

23:13 24.04.2013, Олеся



Я даже на игрушках не знаю, что проигрывать:) Не знаю, какой текст вложить в уста пострадавшего персонажа, чтобы обучить товарища постоять за себя и свое добро.
И да. Степик тоже стоит в песочнице над чужим трактором и не трогает его, а свое имущество просит у отнявших очень деликатно-так, что его никто не слышит. Эхх… Боюсь, что он привыкнет к тому, что он беспомощен перед средой. Или в 2, 5 года слишком рано прогнозировать способ общения человека с миром?

06:49 25.04.2013, Юлия76



вы почитайте конференцию. Таких обсуждений много. все это проходили. у всех есть ангелочки, которые никогда не берут чужого, а у них все берут. они подрастают и становятся теми другими, которые дерутся за чужое. Это просто временные этапы. а родители занимаются переносами, ставя себя на место ребенка и переживая его "отверженность". и редко ассоциируют с собой, когда он начинает обижать других :) учить "мое-мое" их точно не надо, это врожденная концепция, увы, хоть в раннем возрасте и не видна еще.
07:58 25.04.2013, Myriamm



Мария Михайловна, спасибо!
06:12 26.04.2013, Юлия76