|
Главная / Психология и психотерапия / Личностные трудности (страхи, неуверенность, недовольство собой) / Рычаги воспитания. Положительное подкрепление
| Для всех, кто хотел бы потренировать свое родительское мышление в направлении более частого использования положительного подкрепления.
Напоминаю.
Мы связываем некое действие другого человека с положительными ощущениями и эмоциями, благодаря чему подобное действие стремиться к повторению. Например, просим мужа подарить цветы, он подарил, мы демонстрируем благодарность, это положительное подкрепление, увеличивающее вероятность повторного дарения цветов. А ожидание того, что муж сам догадается подарить цветы, относится к ситуации, когда мы живем в забавных иллюзиях о жизни, о том, что и кто кому должен. Положительное подкрепление позволяет формировать нужное поведение. Просим цветов, он дарит, подкрепляем (не обязательно только благодарностью, можно и каким-то блюдом, можно обеспечить его часовой игрой в компьютере без приставаний жены и ребенка, можно почесать его в любимых местах — мозги стоит натренировать на то, чтобы легко придумывать подкрепляющие стимулы), снова просим, он дарит, подкрепляем, снова просим и уточняем, какие любим, дарит, подкрепляем, подарил сам спонтанно, подкрепляем, подарил еще раз сам, подкрепляем, подарил, видим, что поведение сформировалось, теперь надо подкреплять не каждый раз, а время от времени, и начинаем формировать другое поведение.Просим, чтобы закрывал крышку унитаза, закрыл, подкрепляем и т. д.
Предлагаю вспомнить в своем опыте побольше примеров положительного подкрепления в разных ситуациях. Когда получалось лучше и почему. Как Вы использовали подкрепление, как его использовали с Вами. Сейчас для участников нашей конференц-тренировки время обмена опытом. 02:44 23.01.2010, ИгорьГожий
|
|
| Я сына, если сделал что-то, что мне нравится, кружу или подбрасываю вверх. Иногда, правда, и просто так, но не часто. А еще мой сын, когда я прихожу забирать его из садика очень рад меня видеть, и вместо того, чтобы сразу начать одеваться от переизбытка чувств начинает носиться по раздевалке, причем продолжаться это может довольно долго, иногда час (догадываюсь, что и это поведение, я чем-то подкрепляю). Вот, в последнее время, как только он усаживается ко мне на колени, чтобы начать одеваться, выдаю ему любимую конфету. Он ее трескает, я его одеваю. Хочется, чтобы одевался сам, потому что умеет, но это пока для нас высший пилотаж. Вообще, не пыталась целенаправленно сознательно формировать поведение ребенка. И для меня достаточно сложно пользоваться положительным подкреплением. Ну то есть я знаю, что для моего ребенка/мужа приятно=может являться положительным подкреплением, но есть инерция, привычка вести себя по другому. И если с ребенком естественно радоваться его успехам=подкреплять желаемое поведение, то с мужем, например, вымытая посуда/забитый гвоздь и пр. воспринимаются как нечто само собой разумеющееся и не подкрепляюся, а, наоборот, несделанные те же вещи очень бросаются в глаза и часто на автомате вызывают отрицательную реакцию. Сила привычки? 05:23 23.01.2010, urakanikuli
|
|
| Не могу молчать. Не советую эту азбуку. Нам года в 2 подарили такую Ну, мы повесили ее и ребенок выучил все буквы, все называл именно так, как в азбуке, т.е. "эм", "эн" и т.д. Сейчас, когда на занятиях начали учить читать, он выдал вместо ма-ма — эма-эма. Теперь объясняем, что к чему, сложно. 08:22 19.02.2010, Marishka
|
|
| да действительно, видимо потому что как раз в голове был торг — ты мне это я тебе это, а не благодарность. вы ниже это написали. И вот я считаю, что мы очень плодотворно здесь пообщались — может даже лучше, чем если бы 150 примеров подкрепления написали, я так думаю:) потому что не совсем было ясно, или казалось что ясно, а оказалось,что нет — что такое положительное подкрепление. я бы еще поговорила про "неправильное" подкрепление. приведу пример знакомых- дело было давно, но произвело на меня неизгладимое впечатление. ребенку было 3–4 года, и что-то родители хотели, чтобы он сделал и предложили деньги — он с радостью это сделал и получил деньги. и вот он стал делать то что не просят и требовать деньги — я же сделал!!! давай деньги. наверное, поэтому у меня материальная благодарность в черном списке.
вчера за мытье головы предложила посмотреть (во время процесса — давай помоем голову и пойдем смотреть крота!) мультик (мы вечером не смотрим, если и просит, то герои мультфильма уже спят) — мыть голову не захотел все равно — мыли как обычно со слезами, но мультик я ему поставила. посмотрим во что это выльется :) 05:21 25.01.2010, tosha
|
|
| Я где то слышала, что дети легче понимают схему "баш-на баш", т.е. ты — мне, а я — тебе. Но на деле часто выходит обмен на что-то существенное, что можно взять в руки — шоколад, новая игрушка. Стоит ли придерживаться такой схемы? насколько материальной может быть похвала, чтобы не перегнуть палку — ребенок то растет, сегодня машинка, завтра ноутбук…
Я кстати, хвалю пока только аплодисментами и словами "молодец" — сыну нравится, старается еще лучше. 16:18 23.01.2010, whitegirl
|
|
| Мне кажется, что чем нематериальное положительное подкрепление, тем лучше. Но при положительном подкреплении мы не столько торгуемся, сколько благодарим, если наши действия перевести на обычный язык. То есть, не говорим о том, что если ты сделаешь то-то, то получишь то-то. А просим сделать то-то просто так, потому что для нас это важно, настаиваем на том, чтобы ребенок это сделал. И чувствуем свое родительское право настаивать. А когда он это сделает, мы можем его поблагодарить — это и есть положительное подкрепление. И благодарить нужно не всегда, а только пока формируется нужное поведение. Затем переходим на подкрепление время от времени. Таким образом, нет неприятного многим базара с рыночными взаимоотношениями, а есть нормальные отношения, когда приятный для нас поступок мы не игнорируем, не воспринимаем как должное, а отмечаем благодарностью. А понятие «положительное подкрепление» позволяет расширить благодарность от простых слов «Спасибо» до самых разных приятных для человека вещей. 01:46 24.01.2010, ИгорьГожий
|
|
| А мой сын дорос до ценности мнения авторитетных лиц!
У Эмиля хороший лор. Способность этого доктора находить к детям подход отношу к несомненным талантам. Как бы там ни было, у моего сына она пользуется непререкаемым авторитетом (ребенок легко отказывается от шоколадной конфеты только оттого, что "Василльна запретила", а уж как он ей нос и уши подставляет, я ваще молчу). Так вот, вернувшись после профилактического приема лора, я в присутствии сына рассказала бабушке, как Екатерина Васильевна похвалила Эмиля за соблюдение лор-техники безопасности и научение сморкаться.
Теперь, прочищая с утра носик, Эм вспоминает оценку авторитетной личности и сморкается с большим усердием.
А еще он сейчас адаптируется к садику. С утра вставать мы не можем — адаптируемся после обеда)). Торчим там до последнего ребенка и, соответственно, участвуем в уборке игрушек. В первый день, вернувшись домой я, опять же, рассказала бабушке, как его похвалила воспитательница за помощь в наведении порядка. Сын окинул быстрым взглядом комнату, нашел машинку под столом и важно убрал ее на место.
Правда, сегодня все завалено его игрушками и он ничего убирать не пытается))) 05:53 24.01.2010, MarinaT
|
|
| Игорь, хотела еще спросить по теме, на будущее, но уже для более взрослых детей.
Как и с какого возраста, да и вообще надо ли поощрять работу ребенка деньгами? Работа, в смысле, помыл полы, убрался в своей комнате, получил «5» в школе или окончил четверть без троек. Многие журналы советуют поощрять такой труд деньгами, чтоб ребенок начал осознавать их ценность, вроде как его зарплата.
Я даже незнаю как к этому относиться, вроде смысл есть, но как то это непривычно что ли? 16:38 23.01.2010, whitegirl
|
|
| Да, у меня сын все эти баш-на-баш оч четко фильтрует :-) не думаю, что когда-то удастся его деньгами подкрепить :-)
Все просто — говорю — съешь обед, потом будем есть ягодки. Нет, говорит, сейчас хочу ягодки. Ок, говорю, дам тебе ягодки, только что ж ты за это сделаешь? СЪЕМ ЯГОДКИ — радостно отвечает он :-)))
Вполне может, кстати, после чашки меда съесть весь суп. Хотел меда — съел меда — теперь хочет суп.
Ну и все такое.
Торг не проходит у нас.
Это я почему к теме про деньги — потому что у меня всегда было вот это странное чувство к материальным подкреплениям. Мама моя всегда оч четко говорила, даже если я спрашивала — почему ты мне сегодня подарила шоколадку, потому что я убралась в комнате? — она четко отвечала — Я шоколадку тебе подарила потому, что я тебя люблю и хотела тебя порадовать. Все. И спасибо, что убрала в комнате, теперь туда приятно войти — но это совсем отдельно от шоколадки.
Типа, ясное чувство во мне заложено, что мама любит меня независимо от бардака в моей квартире :-))) 11:45 24.01.2010, Q
|
|
| Мы стали Темке деньги выделять (не платить ЗА что-то, это принципиально, а именно выделять на игрушки, когда обнаружилось, что каждый поход в магазин — катастрофа для родительского бюджета :)) лет с 5. Но Тема рассудительный и спокойный. Сумма была 1000 руб (так и осталось) в месяц. Плюс подарки от родных и знакомых к праздникам, сын теперь очень охотно принимает подарки в деньгах :) И покупает то, что САМ хочет. Пробовали платить ЗА дела. Не работает. Если не хочет что-то делать, то и за деньги не будет. Иногда приходилось штрафовать и лишать "зарплаты" за какие-то вопиющие поступки. И еще раз подчеркну, мы оцениваем не качество учебы (его ведь могут необъективно учителя оценить), а отношение к ней и желание учиться. 04:24 24.01.2010, линочка
|
|
|
|