|
Главная / Художественное развитие / Психофизиология музыки, влияние на человека, развитие ребенка / Музыкальный ребенок:)
| Здравствуйте, Наталья! Мой сын обожает музыку :) Танцует в любом положении (сидя, стоя, на четвереньках, даже лежа:). Часто подпевает (мелодию) — попадает в ноты :) Когда был совсем маленький музыка его гораздо лучше и быстрее переключала с негативных эмоций, чем игрушки и т.п. Знает где включается музыка — требует, чтобы включили :) самые любимые игрушки — 2 взорслые гитары (акустика и электро — папа "музыкант") и его детский синтезатор, гитара, музыкальный домик (с клавишами и музыкальными кнопочками). был еще национальный турецкий струнный инстУмент — он его убил — "убил и съел " — так он его любил :).
вопросов 2:
1. у меня нет слуха — т.е. он есть — я слышу, когда фальшивят, но сама когда пою — в ноты не попадаю :(- и вот я таким "голосом" каждый вечер своему музыкальному мальчику пою колыбельные :) даже не знаю что спросить:) — это очень плохо? конечно, я понимаю, что хорошо, когда мама поет — но он же СЛЫШИТ, что я неправильно пою — просветите, пожалуйста, по данному вопросу.
2. хотелось бы развить в ребенке любовь к музыке, раз уж это так явно проявляется, но не хотелось бы убить слишком большим рвением — посоветуйте что лучше предпринять. сейчас нам год и месяц. 14:11 04.02.2009, tosha
|
|
| tosha,я сначала — о Вас,затем — о Вашем мальчике. То, что Вы описываете — отсутствие координации между голосом и слухом — явление распространенное даже в музыкантской среде. Есть великолепные инструменталисты, абсолютно (или частично) не способные интонировать вокально. А "грязная" интонация вообще стал пропускным билетом в телевизор). В принципе, это исправляется при систематических занятиях и правильно подобранных упражнениях. В случае эстрады — замазывается технической вуалью. Вопрос — насколько это Вам мешает жить, собираетесь ли Вы "звездить" на "фабрике"? Так что живите спокойно.
Песни пойте смело (в смысле просто пойте)), т.к. Ваша интонация ребенку ПОКА не мешает. Почему: а)он сейчас прислушивается не столько к её чистоте, сколько к ее общему характеру (мягкость, выразительность, теплота и.т.д.). Кстати,"прислушивается" — для колыбельной не совсем точное выражение, т.к. восприятие колыб. вообще характеризуется т.н. "пассивным слушанием". Они (песни) "впитываются" — со всеми своими выразительными средствами — размеренным метроритмом, текучестью, пульсом и т.д. б)не мешает и потому, что ребенок же не знает в конце концов "оригинала". Ни разу его не слышал и не усвоил при многократном прослушивании. Это Вы знаете, что лажаете, а ему сравнивать не с чем. Ведь получается, что Вы каждый раз поете ему вариации. Каждый раз — как бы новая песня-импровиз :)). А вот если папа недельку ему попоёт, ничего не меняя, а потом его смените Вы, вполне может проявиться слухой дискомфорт (Вы ж знаете своего сына отлично, сразу поймете). Когда Вы его окончательно достанете, то просто вынудите сказать открытым текстом: мам, мож хватит7 я спать хочу))
Второе. Ваша задача сейчас — накапливать у ребенка слуховой опыт. Больше давайте слушать. Вещи, которые ему нравятся, крутите несколько раз. Не ограничивайте, если требует. Только вы уж тогда поменьше их воспроизводите своим голосом а-капЕлльно (без сопровожд.) в присутствии ребенка — начнет за Вами повторять. С оригиналом — можно, пойте. Он Вас перебьёт, если конечно не орать).Или с папой)).
Подкопите слуховой багаж, потом подберем для вас программку по продвижению (начнем со связки образ-звук). А сейчас — не форсируйте. Пусть слушает и потихоньку продолжает есть свои инструменты, главное, чтоб папа не пострадал)) 03:55 05.02.2009, * Natalya
|
|
| Копить-то — вообще всю жизнь)) Но сейчас — самое ТО!!
А вот активнее продвигаться:
а) когда импульсивные вокализации в ответ на ваше пение (короче, когда ребенок не импульсивно "гулит", вторя вам, иногда даже "попадая в ноты") переходят в осознанное повторение, которое его радует. Наприм. поёте "да-да-да" с вопросит. интоноцией и сами себе отвечаете: типа гу-гу-гу с утвердительной. А он повторяет. б)понимает достаточное количество слов, есть определённый словарный запас (вернее, понимает, что есть что). У вас сейчас — самое время. Он может показать (с вашей помощью) голосом звучащие предметы. А голос есть у каждого из них, т.к. при соприкосновении друг с другом или другими предметами, а также при движении, ударе, падении все вещи издают различные звуки. И ваша задача — чтобы он не только их слушал, но и воспроизводил звуками, создавал их.
В этой игре есть важный момент. Разнохарактерные звучания связываются в сознании ребенка с понятиями: тихий — громкий, яркий — тусклый, звонкий — глухой, светлый — темный, грубый — нежный, прозрачный — густой и.т.п. Но это уже круто я закрутила. А пока — громко — тихо;, низко — высоко; тяжело — легко и… попроще.
в) когда вы видите первичные музыкально-творческие проявления. Наприм. звучит песня типа "Кукла Клара" (от балды назвала), а ребенок сам выполняет с игрушкой (ну при вашей подсказке) соответсвующие музыке движения: кукла пляшет, если наприм. плясовая звучит, или кукла спит, если он слышит колыбельную.
А насчет вкуса — вкусно будет то, что вкусно вам (пока). А по-крупному… Ну вы же не можете изолировать своего ребенка от нашей культуры (не только массовой, а вообще — от культуры), времени и места, где мы живем. Вы (родители) тяготете УЖЕ просто к чему-то конкретному, к конкретной музыке, стилю, авторам и.т.д., т.к видите в этом проявление индивидуального. А индивидуальное начало вообще не входит в эстетическую программу масовых жанров. Там всё общее, накопленное нашей, какой ни есть муз. историей. И в этом назначение массовых жанров — нести общее, сохранять формулы. Всё, что мы называем Произведением, является сугубо ИНДИВИДУАЛЬНЫМ проявлением ОБЩЕГО.
Общения с попсой вашему ребенку не избежать, просто потому, что он (и в этом надо признаться) вскормлен на ней) Но это — большой разговор.
Не запрещайте массовку столь категорически, давайте в разумных пределах, дозированно всё. И не переживайте за него. Вы делаете всё правильно. Но у него все равно будет выбор.
А про "воспитание вкуса" в двух абзацах не скажешь. Думаю, будет отдельный разговор :))
15:07 05.02.2009, * Natalya
|
|
| так это ж самое главное — ВКУС :). когда-когда будет разговор — буду ждать с нетерпением.
конечно он будет расти не в вакууме и не "убережешь" — поэтому и важно, чтобы он понимал, что музыка, а что нет. Кстати, Пугачева в Иронии судьбы — это прекрасные песни, как и многие песни того периода (или это ностальджи?:), а вот что льется с наших экранов вкупе с Ренатой Литвиновой это же просто за гранью добра и зла. Может у меня такое восприятие острое, но три аккорда, дешевенькая аранжировка и какой-нибудь текстик это наша культура? — печально… знаете, когда садишься в такси в москве в 90% звучит радио Шансон, а когда в Лондоне — U2.
я понимаю о вкусах не спорят, но это все равно, что читать Донцову и смотреть жуткие женские сериалы, кушать фастфуд и т.п. — и я прекрасно понимаю ПОЧЕМУ читают Донцову и смотрят сериалы, но я хочу научить (ну или попытаться научить) своего ребенка ДУМАТЬ, не жвать ителектуальную жвачку, а ЧУВСТВОВАТЬ, анализировать, делать выводы, открытия через чтение, кино, музыку. 06:22 06.02.2009, tosha
|
|
| ранние песни Пугачевой — попса? А " Эти летние дожди, эти радуги и тучи"? — это драм спектакль вообще. "Не отрекаются, любя" и ещё куча остального, именно этого периода. Вы внимательно послушайте, а не с позиции "ранняя Пугачева". Если вы слушаете "под настроение", значит, что-то там есть для вас…
А бисовые (от бисс, браво) номера Дж.Верди — классика или попса? "Застольная песня" и пр. Тогда будем разбираться, что есть что (насчет попсы). Если бы не она — не было бы и Чайковского, кстати. То, что он слушал в детстве — это "ранняя Пугачева" или М. Дунаевксий, или Г. Гладков.
И ещё о "ранней" Пугачевой. С легким паром! Посмотрите, чьи там стихи и чья музыка. Правда, там не один композитор. Но посмотрите, это задание такое:))
А теперь послушайте. Одни. Сами с собой.
15:39 05.02.2009, * Natalya
|
|
| Еще раз линочке (продолжение)).
1) Вы говорите — нет радио, телевизора. А классику слушаете в машине с мужем. Не очень понятно, что же слушает ребенок (о нем не упомянули). В вакууме он же не находится?
2) Вот смотрите — вы слушаете и то, и это, и другое. (видимо, это же слушает и ребенок? или я ошибаюсь?) Какое же это навязывание? Вы наоборот воспитываете эмоциональную отзывчивость на музыку РАЗНУЮ! Расширяете и эмоциональную сферу, и слух, т.к. каждое направление имеет свой специфический набор муз-выразительных средств. Представляете, если бы вся музыка в мире исполнялась струнным квартетом, например? Это то же, что выкрасить все дома в городе в один цвет. "А чего это у вас в деревне все дома синие? — Такую краску в сельпо завезли")
Навязывание -это когда едешь в рейсовом междугородн. автобусе часов 9, и всё это время в салоне над ухом из динамика долбят зэковские навороты так, что у людей помутнение рассудка начинается. А куда денешься с подводной лодки?
В вашем случае никто никому ничего не навязывает. Вы же не сажаете ребенка на 2 часа (пусть даже в сумме в теч. дня) на наушники и не пытаете его конкретной симфонией, пусть даже очень вами любимой. Вообще, как это у Вас присходит — общение ребенка с музыкой? 03:19 06.02.2009, * Natalya
|
|
| Пояснения к моему первому сообщению :) Тема — это мой сын. Когда я (за рулем) еду с сыном, мы слушаем классическую музыку. ПОПУЛЯРНУЮ классическую музыку :)
Муж, кстати, классику не очень любит и при нем я стараюсь не злоупотреблять :) И то, что сыну не нравится, тоже стараюсь не включать.
Собственно, вот из-за чего мой вопрос. Нас росло две дочки. Я — старшая :) Методы воспитания, в общем-то, были одни :) Так вот, и меня и ее водили на концерты. Я ходила с удовольствием, она — нет (книжки с собой брала, засыпала и вообще идти не хотела :))
Вот я и хочу понять, не переборщил ли папа (нас папа водил на концерты) с "посвящением" в музыкальный мир :) И тоже не хочу переборщить :)
Общение сына с музыкой начиналось так. Лет с 3–4 я ему включала музыку и рассказывала, что это, какие образы "звучат", какие инструменты участвуют. Любимый композитор был Григ, в "Пер Гюнте" много красочных образов. Все так умилялись, когда он просил: "включи Грига":) Тогда же начали ходить на детские концерты и музыкальные спектакли. С его стороны без дикого желания, но он у нас вообще такой. Спокойный и выдержанный очень. Сидел чаще спокойно. Иногда спрашивал, долго ли еще, что еще будут играть и т.д. Но 2 отделения высидеть в 4–5 лет, и правда, непросто :) Я его пыталась увлечь (успешно практически всегда). Сейчас ему 9 лет. Лет с 8 я ему сообщаю, что будет такой-то концерт или спектакль, он хорош и интересен тем-то, мне было бы приятно, если бы мы вместе сходили. Редко отказывается, если отказывается, насильно не веду. Делаю еще пару попыток, иногда успешных. Во время концерта и после обмениваемся впечатлениями. После концерта теперь долго вспоминает инструменты, музыку. С удовольствием рассказывает, что слушали на уроке музыки что-то, что ему одному известно.
Я, кажется, поняла. Наверное, надо объяснять, что то, что звучит по телевизору и радио :), легко для сочинения и исполнения, не требует усилий. Правильно?:)
10:36 06.02.2009, линочка
|
|
| не, ну я щас не о том, на многих сайтах есть куча специалистов и побольше нашего — но ведь у нас самые лучшие! причем сами приходят :)
где вы еще такие ответы прочтете — чтоб не "приводите ко мне, посмотрим, послушаем", чтоб не общими фразами и чтоб так — как своему родному человеку, да? когда спрашиваешь, чувствуешь что попал по блату, как-то прошел в заветную дверцу. удивительное ощущение.
спасибо поэтому всем трудягам, сгласившимся поддерживать это ощущение в остальных, которые тока пишут не напрягаясь, а вы им отвечаете, сортируете, переносите темы и делитесь-делитесь как с самыми родными. а ведь зашли на сайт спросить про себя по делу. и влипли :)))
15:57 05.02.2009, Myriamm
|
|
| Линочке и не только).
О детских песенках — спокойно, все идет как надо. Для детей должна быть своя музыка, особенная)). Об этом ещё Бехтерев переживал. То, что слушают взрослые — не всегда подходит малышу. Вообще в муз. психологии существует отдельная проблема возраста и музыки, особенностей её восприятия и понимания в различные возрастные периоды. Кроме того, есть проблема возрастных предпочтений к игре на музыкальных инструментах, к музыкальным стилям.
Теперь — о легкой музыке.
Предлагаю отказаться от оппозиции «легкая и серьезная» музыка, а оставить «академическая и массовая», «классическая и эстрадная». Для начала хотя бы. И провести другую, перпендикулярную ось: творческое – репродукционное (не репродуктивное! не путать), талантливое — бездарное, экспериментальное — консервативное, стилевое самобытное — безликое усредненное.
Итак, мы заговорили о восприятии того, что звучит у метро и в подз. переходах. А звучит там много чего разного. Чем конкретно это плохо и вредно? Или вовсе не плохо и не вредно? Здесь нам придется влезть в болото, где много неясного и спорного (по крайней мере, для музыковедов и критиков)). Попробуем опереться на мысль о том, что восприятие, как и творческое претворение, бывает адекватным и неадекватным. Оно может быть также активным и пассивным, целостным и фрагментарным, сосредоточенным и рассеянным, чистым и «засоренным».
Предлагаю рассмотреть некоторые из этих форм, тогда, думаю, многие вопросы отпадут, т.к. вы сами сможете на них ответить. (Или вопросов появится ещё больше?? — что закономерно))
(Так-так, чувствую, вы меня провоцируете на статью. Вернее, я сама провоцируюсь, видимо).
Постараюсь пока коротко:)) Итак,
а) Целостное восприятие произведения. В основном характерно для музыкантов-профессионалов и филармонической аудитории. Оно приобретается и оттачивается в процессе длительной многолетней практики и на него ориентирована вся система европейского музыкального воспитания. Наверняка вы знаете музыкантов-любителей (самоучек), которые не получали академ. образования, но все же предпочитают именно эту форму восприятия, считая ее единственно совершенной и самой правильной. Такое общение с музыкой может происходить не только в концертном зале консерватории или филармонии, но и дома, при прослушивании муз. записей в кругу друзей, близких, коллег и.т.д. Иногда правда в этом случае возможно вторжение внешних помех (игры детей в соседней комнате, шум за стеной у соседей, телефонные звонки, неожиданные гости и т.д.). В этом случае целостность восприятия нарушается, и оно переходит в следующий тип: б) фрагментарно-разорванное. Связано с т.н. «мозаичной» культурой. Суть ее в свое время сформулировал А.Моль. Для интересующихся ссылка: А.Моль. Социодинамика культуры. М., 1973, с. 43–44:)). Для экономии же вашего времени цитата оттуда: «современный человек открывает для себя окружающий мир по законам случая, в процессе проб и ошибок… Он открывает одновременно причины и следствия в силу случайности своей биографии. Совокупность его знаний определяется статистически, он черпает их из жизни, из газет, из сведений, добытых по мере надобности. Лишь накопив определенный объем информации, он начинает обнаруживать скрытые в ней структуры. Он идет от случайного к случайному, но порой это случайное оказывается существенным».
Мы точно так же часто находимся во власти житейских случайностей: дергаем пульт телевизора, перебирая каналы, крутим волны радиостанций. Мы к этому привыкли. Мы привыкли к тому, что музыкальное произведение звучит не с начала. Или с начала, но не до конца, либо и вовсе звучит в отдельных фрагментах. Мы торопимся, спешим, делаем посторонние дела, читаем журналы или книгу, болтаем с домашними или коллегами, разговариваем по мобильному, проверяем курсовые студентов, в конце концов)) — и все это – на фоне прерывания звучания музыки. Т.е. позвонили – мы выключили – положили трубку – включили. Это мы так её слушаем. Такой мозаичный внешний фон, обусловленный образом нашей жизни (спортивные новости, программа телепередач, анонс культурных событий и.т.д.), усугубляется мозаичностью субъективной установки — готовностью именно к такой линии поведения. Поначалу нам это может и не нравиться, вызывать внутреннее возмущение, а у некоторых – открытый протест. Но это лишь поначалу. Этот психологический барьер преодолевается, мы постепенно адаптируемся и переходим к этому самому фрагментарно-разорванному восприятию. А что при этом происходит с нашим великим классическим произведением? Шедевр-идеал со своих небес сходит на землю и из полубога превращается в обыкновенного смертного. И начинает растворяться в общем потоке современной муз культуры (несомненно, что-то и сохраняя в себе).
У меня был ученик (индивидуально занимались), 12 лет, который встретил меня следующей просьбой: научите меня играть (дальше дословно словами пишу) МОЦАРТ – СОРОК. (??? – это моя реакция была). Потом выяснилось, что у него новый моб. и в качестве заставки – гл. партия симф. Моцарта №40 (g-moll). То есть Моцарт для него был кем-то или чем-то отвлеченным, а сорок – так, приставка. Вообще, просто название такое «музыки» — моцарт-сорок. И все.
Есть соблазн предположить, что фрагментарно-разорванное восприятие противоречит серьезной (или, как мы договорились, классической) музыке и является более легкой, развлекательной формой. И да — и нет. Дело в том, что классические фрагменты фигурируют в подобных ситуациях так часто, что это явление постепенно становится некой нормой. Но ведь, если коснуться музыкальной истории, то сосредоточенно-целостный тип восприятия существовал не всегда, а возник из фрагментарного, так же, как музыка автономная возникла из «обиходной». Применительно к сегодняшним условиям, в которых мы живем, такая форма (тип) восприятия не только имеет право быть, но и объективно необходима, поскольку позволяет человеку адаптироваться и выжить в лабиринте современных коммуникаций.
Более того, фрагментарный тип имеет свою внутреннюю структуру, как её имеет, например, пунктирная линия. Мы можем домыслить образ, превратив пунктир в сплошную линию. Отсутствие внешней целостности объекта нашего восприятия мы легко компенсируем. То же самое происходит и с муз. тканью — слух её регенерирует, а воображение достраивает целое. (но это относится к подготовленному слушателю, почему мы и говорим о важности слухового багажа — чтобы без вреда для психики ориентироваться в мире музыкальных интонаций и смыслов). Психология нашего восприятия в силу заложенной в ней избыточности имеет настолько солидный запас прочности, что позволяет человеку избежать больших потерь при разрывах в передаче информации. Более того, позволяет использовать эти разрывы для концентрации внимания. Но это уже из другой оперы.
в) «Загрязненное». Часто соседствует с предыдущим, фрагментарным. Оно хорошо нам знакомо, поскольку чаще всего мы, особо не задумываясь, потребляем музыку в самых удивительных для её слушания условиях: на кухне, за обеденным столом, супермаркете, маршрутке, подземном переходе, на вокзале, садовом участке — она доносится отовсюду. Посмотрите на публику в метро. Отсутствие наушников уже стало дурным тоном. Нам ничто не мешает – ни шум поезда, ни уличный шум, ни наслоение другой музыки, которая долетает из салонов легковых автомобилей. Кстати, «загрязненное» восприятие возникает не только на улице или в домашнем быту, но и в концертном зале. Так, например, раздражает и отвлекает шепот соседей, ходьба во время концерта и.т.д. Кроме того, существуют концерты на открытом воздухе, на городских праздниках, где восприятие существенно отличается от «чистого», целостно-сосредоточенного.
Итак, мы наблюдаем, как на наших глазах формируется новый стиль восприятия музыки. Его предстоит изучать так же серьезно и углубленно, как и способность человека выживать в условиях загрязненной природы. Это явление составляет предмет специальной психологии и требует большого количества социо-психологических тестов и разработок. Пока еще науке есть, над чем работать)), чтобы прояснить специфику восприятия, адекватного новым реалиям сегодняшней жизни. Ведь именно новый вид восприятия перестраивает всю систему привычных эстетических и художественных ценностей, и мы это как раз наблюдаем.
04:30 07.02.2009, * Natalya
|
|
| Спасибо! Многое встало на свои места :)
То есть говорить надо о классификации не музыки, а восприятия музыки, так?
Правильно ли, что восприятию музыки надо учить? И как учить? Моя мама практически всегда отказывается от посещения концертов с аргументом " Я не умею сидеть и слушать". Получается, что формы восприятия зависит от типа личности? Один может спокойно сидеть и слушать, а другой может играть и слушать. Надо ли переучивать ребенка, если он воспринимает музыку как некий фон? Или достаточно объяснять, что есть музыка, подходящая для фона, а есть та, которую надо сидеть, слушать и что-то представлять в уме :)?
Опять куча вопросов :) Для меня музыка — основа многих рассуждений. Так счастливо сложилось, что моя учительница музыки очень много для моего общего развития сделала. Да еще любимый папа поклонник академической музыки :)
Так что моя тема :)
05:27 07.02.2009, линочка
|
|
| Все классификации лучше оставить музыковедам. Это их территория:))
Я просто показала, как мы можем слушать, и каким образом высокохудожественный образец может превратиться в дешевку (т.е. мы сами его опускаем именно способом потребления). Под потреблением имеется в виду и обработки-аранжировки-инструментовки, и место, и способ трансляции, и, конечно, вид восприятия.
Да, воприятию учить надо. Как учить? (это из разряда "как лечить":)). … Бальтазар: Сие вопросное слово КАК великую в себе имеет силу… (всё, молчу, а то начальник ругается:)).
Что конкретно в ВАШИХ силах? Старайтесь, если вы слушаете что-то вместе, понаблюдать за ребенком. Наверняка у него в какие-то моменты, так или иначе его задевающие, проявится что-то (в мимике, движениях, взгляде или ещё как-то — мычанием, замиранием и т.д.). Причем Вы даже определите, импульсивно ли он задрыгал ногой, или его привлекло ещё что-то, ЧТО он расслышал. А потом, по окончании звучания (главное — не в процессе), поговорите-порасспрашивайте как бы невзначай. Потому что взначай — он поймет, что это что-то учебно-урочное. Какие вопросы задавать и как "подъехать" — Вам видней. Здесь рецепты опасно давать. Одного ребенка можно "в лоб" спросить: ну как? и то (в зависимости от ситуации, настроения, Вашего тона, в конце концов) он может ответить неожиданно для себя нечто обратное настоящему. Причем не специально. У другого вообще ничего спрашивать нельзя прямо. Надо в обход, косвенно "добывать сведения")). Например: прозвучало что-то. Вы: "вчера слушала то-то (далее название группы, композ., жанра — что назовёте). Там тоже виртуозно у скрипок было, но много мазали, и духовые грубоваты (дубоваты) были. А здесь … Да? Ты слушал?» Или: "помнишь … ля-ля-ля…, а в этой (в этом произв., фрагменте, песне, отрывке) совсем наоборот, или очень похоже, или так-то…и ещё вот так-то".
Постепенно нарабатывается навык активного слушания (ребенок понимает, что Вы не просто слушаете-кайфуете, а СЛЫШИТЕ, т.е. кайфуете по причине, а если не кайфуете — то тоже по причине). Сначала он услышит одно, затем другое-третье, т.е. войдет в процесс вслушивания и СЛЫШАНИЯ. Постепенно этот процесс начнет доставлять удовольствие (особенно при прослушивании чего-то знакомого, и в нахождении в этом самом знакомом чего-то новенького). Вообще узнавание, угадывание, предслышание — это всегда положит. эмоции. И наоборот: вслушивание в новое, требующее бОльших усилий, особенно на протяжении длительного времени, вызывает усталость и раздражение (иногда). Проведите эксперимент. Послушайте (сами, без ребенка, естественно) незнакомую акдемическую вещь (она просто длиннее, чем песня), скажем, одну часть симфонии, кантаты и.т.п. (только слушайте активно, вслушиваясь в фактуру, инструментал, динамические нюансы, соотношение различных групп инструментов, или во что-нибудь ещё, что в силах услышать. Представьте, что Вам нужно будет что-то рассказать потом об услышанном, или запомнить, вообразите себя студентом/учеником). И вот Вы мучаетесь и ждете, когда всё это прекратится (хоть бы электричество кончилось)). Это первое прослушивание. С 3–5 процедуры с этим же произведением (я Вас уверяю) Вы много чего услышите нового и поймаете себя на мысли, что в общем не такая уж эта вещь и противная.
Так что слушать какое-либо произв. надо неоднократно, чтобы научиться слышать. Причем каждый раз с опредленной колокольни, обращая внимание на то или иное. Тогда и новое будет воприниматься и более эмоционально, и более осознанно. Просто потому, что навык слышать вырабатывается автоматически, и ухо становится тоньше. 15:08 07.02.2009, * Natalya
|
|
|
|