|
Главная / Женское и семейное здоровье / Детки постарше / Страхи
| Сегодня были с дочкой на занятиях в детской группе. Там детишки до двух лет занимаются. Педагог — спокойная, доброжелательная, любящая детей женщина, по образованию психолог.
Сегодня все детишки с мамами делали рисунок: на цветной лист бумаги делали отпечаток ладошки, которую предварительно обмазывали гуашью. Моя дочка была единственной из 6 детей, которая наотрез отказалась это делать :) На мой взгляд, она поступила вполне логично. Мне тоже не нравится обмазывать руки красящей жижей. Но педагог, увидев отказ моей дочки (вполне спокойный, но твердый), сказала, что это индикатор того, что у моей дочки "страхи".
Я не уточнила, что она имела в виду, какого рода эти страхи, как с ними работать и прочее. Мне интересно понять, это действительно, согласно какой-то теории, свидетельствует о страхах: то, что ребенок отказывается давать делать что-то со своими ладошками? Думаю, на следующем занятии я с ней поговорю, но пока что интереснее и важнее узнать мнение местных :) 12:34 07.11.2008, tanichka
|
|
| это называется гиперчувствительность — модный сейчас термин. ничего страшного, но чтобы не было проблем — нельзя такого ребенка заставлять, ломать свое обостренное чувство брезгливости, аккуратности, приучать. вырастет, будет более устойчивая психика, что-то изменится. в этом вопросе мы подстраиваемся под ребенка вплоть до предупреждения преподавателей и пр — моего ребенка руками не трогать, он этого не любит, красками не рисовать, руки не мыть, волосы не причесывать — у кого какой бзик.
10:00 08.11.2008, Myriamm
|
|
| об этом полно литературы — гиперсенситивные дети, гиперчувствительные. особенности эмоционального развития, защита от слишком агрессивного мира, иногда защита более активная, чем мы привыкли считать нормой, т.е. для большинства норма грязные руки, в том числе грязные в пальчиковой краске, а для таких людей — нет. большинство может слышать звук пылесоса, такие люди впадают в панику. Большинство детей любят возиьтся в воде, песке, вечные эти советы обычных мам — мол насыпь ящик крупы и пусть развивает тактильную чувствительность — а таким детям не надо РАЗВИВАТЬ чувствительность, она у них и так обострена. они в жизни не будут все это щупать, возиться, пачкать руки и вообще касаться чего-то лишний раз. СОответственно, не проходят книжки-игрушки с разными фактурами, тряпочками и тп (в раннем возрасте, когда опять же все мамы вокруг тебя этим увлекаются). Волосик на руке может вызвать истерику.
с взрослением и включением разума все нивелируется (те.ребенок мозгами понимает, что купаться весело и играть в воде тоже, что руки потом можно вытереть, что ничего страшного), но некое ччувство брезгливости, повышенной чувствительности остается. Он дает себя трогать, но не любит объятий чужих людей. разрешает высмаркивать нос, стричь ногти и волосы, но сжимаясь в комок и пережидая как непреодолимую неприятность, но уже не катастрофу, как раньше.
то ли они были всегда, их просто ломали и не выделяли в особую группу псих. развития, то ли появились сейчас. В общем сейчас эпидемия гиперчувствительности, все нормальные психологи это знают, по крайней мере термин, если так ребенка не распознают. так что им можно термином подать информацию и попросить не настаивать на пальчиковой деятельности вообще.
я когда сдавала владу в игровую комнату вешала на нее бумажку с именем и текстом "руками не трогать". потому что простое прикосновение человека могло спровоцировать очень серьезную истерику.
в краски мы играли, это она позволяла, потом шли мыть руки (это кстати отдельная нагрузка — мыть, тереть мылом), а вот лепить например из пластилина — фигу, сама мама пачкайся в этой глине, а я поиграюсь с результатом.
22:39 08.11.2008, Myriamm
|
|
| моя фанатеет и фанатела от детских комнат. ей там нравится. главное чтоб воспитатели не хватали на руки, за руки когда куда-нить приглащают, зовут и тп. сейчас уже нет такой проблемы, но еще полгода назад была. всем объясняла, они сами себе заметки писали, чтобы не забыть. нормально. имеет право человек поиграть в детской комнате так, чтобы на него не кидались, не хватали руками, а объяснили все словами, чего хотят. меня например тоже бесит, когда меня хватают вместо того чтоб словами объяснить :))
все-таки дети наши зеркала во всем. 06:16 09.11.2008, Myriamm
|
|
| Дааа, а я все боялась замедлить речевое развитие ребенка, поэтому варажек для младенцев ей не надевала никогда :) И челку не даю стричь, хотя на этом настаивают все бабушки (чувствую, что дочка будет в ужасе). Это вообще их единственная тема для обсуждения, когда мы все вместе встречаемся :)
Я была, видимо, такая же, но до сих пор считала это защитной реакцией на то, как меня растили :) С дочкой, напротив, я стараюсь максимально предоставить ей свободу выбора и не наседаю на нее ни в чем (ну разве что почистить зубы, а вот теперь понимаю, что и это не надо было делать…)
С водой она обожает играть, песок любит, другим трогать разрешает себя избирательно, т.е. случай не крайний. Хотя ей пока только полтора, может, когда дорастет до детской комнаты, тоже ей таблички буду вешать :)
Видимо, эту особенность нужно направлять в конструктивное русло. Например, мне кажется, что такие дети могут быть очень музыкальные. Варя очень ритмичная, может ходить и напевать песенку (соблюдая ритм). Или открыть книжку со стихами и начать декламировать абру-кадабру, но в рифму :) 02:57 09.11.2008, tanichka
|
|
| да, конечно. главный позитив — в том, что эти дети ЧУВСТВИТЕЛЬНЫ. Они чувтствуют тввои эмоции, они способны к эмпатии, с ними можно договориться, они лучше чувствуют обстановку, тебя, все, они это показывают. С ними в чем-то тяжелее, а в чем-то проще. надо просто уважать их осоьбенности 06:20 09.11.2008, Myriamm
|
|
| и еще — конечно поскольку дети отражают наши проблемы, если мы хотим немного что-то менять, это как всегда надо делать в первую очередь в себе. например, те же краски. когда я взяла кисточку и размалевала гуашью себе лицо, потом дала кисточку Владе, она с радостью добавила моей физиономии красок — вот тогда на полном основании я попросила дать и на владе нарисовать. и мы со смехом разрисовали владу, и ручки и животик и все. мазок маме, мазок владе. ведь часть этого явления не в чувствительности, а в снобизме мамы, ее неумении дурачиться и вести себя по-детски, в том, что она считает какие-то занятия неуместными, глупыми, ей кажется, что она глупо выглядит со стороны — это передается ребенку. вспомните лекцию добрякова, пример про маму, которой давались задания звонить соседям в звонок и тп. и это вылечило ее сына.
08:39 09.11.2008, Myriamm
|
|
| А давно ли вы туда ходите? И подобное занятие — оно было впервые для дочки? Просто ребенок в развивающие занятия включается очень постепенно, опытные "развиваторы" знают, что новенького не надо подключать к процессу приказно, принудительно, сначала ребенок наблюдает (и при этом отказывается от участия), а потом начинает вовлекаться в группу и в игровой процесс…
По моему опыту, ребенок поначалу имеет полное право не доверять (кому-либо и чему-либо), относиться к незнакомым людям и манипуляциям с настороженностью, уметь говорить "нет" — это благо, а не маркер психологических проблем и не повод для беспокойства.
Вот в тему: я всегда удивляюсь, когда родители малышей хвастаются, какие у них послушные детки: малознакомая тетя позвала на ручки — идет без сомнений, делают с ними что-то непонятное и новое (ну, любые действия, даже тот же медосмотр) — не сопротивляются… По-моему мнению, из здоровой детской настороженности к неизвестному, из умения не доверять авторитету незнакомого взрослого (просто потому что он — ВЗРОСЛЫЙ, которого надо слушаться) вырастает впоследствии "костяк" чувства самосохранения, позволяющий говорить "нет" незнакомцу на улице, предлагающему "пойти посмотреть мультики у меня дома", дающий возможность возмутиться на физические домогательства и моральный прессинг…
Но, в общем, я отвлеклась.:) Я думаю, что в данной ситуации, заявление психолога неправомерно. За все время академического изучения психологии, в т. ч. дитячей :) и фобий — мне ни разу не попадалось упоминание о боязни за ладошки, как о маркере психологического неблагополучия.:) И не думаю, что психолог также сможет подвести под свое заявление доказательную базу (ну, если только разговоры в стиле "был у меня в группе один ребенок, который…» — но это ни разу не статистика, а частный случай (случаи) ее практики!). В общем, если без обиняков, то мне кажется, что психолог в этой ситуации (твердого отказа ребенка от выполнения задания) усмотрела некую угрозу расшатывания своего статуса и авторитета (взрослого уважаемого человека и "эксперта по развитию"), поскольку все это происходило публично. В такой ситуации преподавателю проще переложить ответственность за свой педагогический неуспех — НА РЕБЕНКА, на его психологические особенности. Поэтому, я извиняюсь, пассаж про страхи — это ее творческая отсебятина…:) 14:47 07.11.2008, Mymble
|
|
| Большое спасибо. Тут существенный момент в том, что не ОНА, а мамы должны были проделывать эти манипуляции с ребенком — мазать ладошки. Дочке ходить в группу очень нравится, когда проходим мимо ворот, она просится туда. Ходим около месяца.
Несмотря на то, что я сама не фанат обмазывания себе ладошек краской, мне был интересен процесс, и мне казалось, что дочке должно понравиться оставлять след от ладошек на бумажке. Т.е. негатива на моем лице точно не читалось :)
Не думаю, что Варин отказ был ударом по самооценке психолога и по ее авторитету. Уверена на 100%, что она, психолог, действительно хотела мне донести эту мысль, иначе бы я об этом весь день не думала :)
Также этот психолог достаточно грамотная женщина в плане того, что она никого не заставляет заниматься чем-либо. Если кто-то во время общей работы уходит играть в игрушки — пожалуйста.
Вообще-то я считаю, что отказ дочки — реакция здоровой и развитой личности :)
В общем, я получила ответ на вопрос: психологической теории, объясняющей восприятие ребенком собственных ладошек как индикатора страхов, Вы не встречали :) И это здорово. 04:27 08.11.2008, tanichka
|
|
| Страхи, блин? А девочка видела, что в результате происходит с испачканными ладошками или велено было всем "вместе намазать, вместе приложить" и т.д.? Может, она просто не любитель экспериментировать с малознакомыми людьми и с непонятными предметами? Да еще в присутствии мамы, которая вряд ли с радостью на лице стала пачкаться (Бр-р-р-р-р, я бы тоже не стала).
Потом, вот еще что… если Вы регулярно дочке даете понять, что пачкаться нехорошо, она и старается выполнять указание мамы.
Вообще, ИМХО 1000 раз, квалификация "специалиста", навешивающего СРАЗУ диагнозы, проблемы и т.д., сомнительна. Я ни в коем случае не хочу поставить под сомнение авторитет этого педагога, я его не видела :) Просто это личное мнение, сложившееся в результате общения и с врачами, и с педагогами, и с психологами особенно. Профессионал (да еще и психолог) не станет сразу МАМЕ выдавать негативную информацию о ребенке. Тем более, по-моему, нет абсолютной уверенности (Вашей, по крайней мере, и это отлично!) в правильности интерпретации события.
Я помню, что в нашем саду такой фигней :) занимались с намного более старшими детьми. В младшей группе (3–4 года). И это было для деток удовольствие. Мотивы у них другие :), в 1, 5 года сразу целиком измазюкаться не каждый сможет :) Ладно бы, по пальчику за занятие, постепенно, так сказать :), чтобы удостовериться, что это неопасно, мама не ругает, руки не отвалятся и т.д.
Очень интересно, что Оля Mymble ответит :)
14:44 07.11.2008, линочка
|
|
| Большое спасибо! Да, я в целом думаю так, как Вы.
Там все хором мазались, поэтому последствий она не видела, это не могло ее отпугнуть. Просто дочка у меня осторожная очень, сначала пальчиком, потом понюхать, посмотреть, потом другим пальчиком, потом меня попросит то же сделать… А так, чтобы с головой в омут гуаши — нет, это не для нее. Но просто я стала об этом думать потому, что до этого наша психолог-воспитатель ни разу не говорила подобных умозаключений в нашу сторону. И не только в нашу, если мне не изменяет память. 04:30 08.11.2008, tanichka
|
|
| Я думаю, вполне вероятно, что в данном случае ребенок транслирует мамино отношение к происходящему :)
В принципе, я не первый раз встречаю мнение о том, что боязнь ребенка испачкать руки в процессе рисования свидетельствует о некотором… зажиме, что ли. Но чтобы делать такие выводы, нужно долго наблюдать за ребенком, и это должен быть не единичный случай. Кроме того, возраст и то, насколько важной является чистота рук в семье в повседневной жизни :), очевидно, тоже влияют.
Из собственного опыта: когда я в первый раз попробовала с Катей рисовать пальчиковыми красками, она отнеслась к этому довольно настороженно и старалась как можно чаще отмывать руки. Я решила, что ей не нравится, и убрала краски. Где-то через месяц она попросила их достать и рисовала с большим удовольствием.
В общем, рисуйте руками чаще — и все пройдет, если что и было :) 17:30 07.11.2008, liplena
|
|
| Ну да, некий зажим есть… НАпример, если к пальчику прилипнет какая-нибудь даже малюсенькая бяка, дочка будет держать пальчик оттопыренным, принесет его мне и будет тыкать им, пока я не сниму бяку. Но когда рисует карандашами, фломастерами, все руки изрисованы (случайно), а ноги и живот она сознательно изрисовывает.
Я ее на прогулке приучаю отряхивать руки, но мне не кажется, что она какая-то гипер-чистюля в этом вопросе. Скорее, я интуитивно согласна с Марией Михайловной, что она гиперчувствительная.
Будем рисовать руками, да :) 12:38 08.11.2008, tanichka
|
|
| если вы осознаете, что вы этим не занимаетесь потому, что это не нравится ВАМ, дальше уже ваш выбор, что делать — пробовать еще в надежде, что вам когда-то понравится :) или заняться чем-то другим. я бы, наверное, занялась другим. начинать рисовать имхо хорошо масляной пастелью. для мелкой моторики — лепить, кстати, можно взять очень мягкий пластилин и размазывать его по картонке, делать такие картинки из пластилина — вот вам и аналог пальчикового рисования, но не столь пачкающийся.
мы мало рисовали и рисуем пальчиковыми красками, не потому, что боимся испачкаться сами, а потому, что ребенок в процессе рисования пачкает все, к чему прикасается, и мне не удается расслабиться и творить :), а нужно постоянно за ними следить, что-то вытирать и т.п. либо надо создавать очень уж специальные условия.
у нас в основном или карандаши-пастель, или кисти.
03:38 08.11.2008, liplena
|
|
| Мелки такого типа у нас не пошли. Больше всего любит ЛЮБЫЕ братикины принадлежности для писания, особенно которые ему нужны в данный момент :)
Наша няня купила специальные восковые карандашики, не в бумажке, а просто мелки. Кажется, Крайола. Руки не пакают, пишут бледновато на мой взгляд.
Фломастерами уже рисуем, но под строгим присмотром. Не тянет в рот, но рисует на бледно-желтых стенах :) И потом гордится картинами, всем показывает :) Я к этому не готова пока :) Попозже белую бумагу , наверное, на стены наклеим, для рисования.
У Темы тоже фломастеры с полутора лет были. Главное, водосмываемые :) 13:29 12.12.2008, линочка
|
|
|
|