|
Главная / Психология и психотерапия / Вредные привычки / ребенок грызет ногти
| ужас :((
Я, может быть, и перестала бы грызть, если б мне такое сказали, но начала бы выдирать волосы, как минимум.:(
Я сначала грызла ногти в школе в начальных классах, потом стала расцарапывать лицо. Но я была отличница, и тройки мне было нельзя получать, и я царапала себя, пока не выцарапала себе красный диплом. Потом перестала, само прошло. Так что причина точно не в ногтях :(, надо думать, почему нервничает товарищ. 14:05 06.10.2009, Олеся
|
|
| Механизм просто очень древний, встроенный в нас природой. Животные в стрессе начинают чиститься. Это называют заместительным поведением, которое переключает внимание со стрессовой ситуации. Птицы чисят перья, кошки вылизываются, собаки чешутся. Такое поведение быстро закрепляется по законам положительного подкрепления: любое поведение закрепляется, если его подкреплять, а кусание ногтей сразу снижает стресс, поэтому самоподкрепляется. Если поведение закрепилось, то каким бы идиотским оно не было, оно продолжается само и вне стресса. Оно может немного затухать без подкрепления (но недели для этого совершенно не достаточно). Но наступает стресс, и происходить вновь кусание ногтей — подкрепление — закрепление привычки.
Есть в такой привычке одни плюс: по ее усилению стразу видно эмоциональное состояние ребенка, можно заметить, как и от чего ребенок входит в стресс, а значит мы узнаем, к чему он плохо подготовлен, чему еще надо научиться.
Выход из стресса — это первый шаг. Его достаточно только тогда, когда поведение еще не закрепилось. А если закрепилось, то придется понемногу отучать. В первую очередь ребенка нужно учить справляться со стрессом: нормализовывать какие-то ситуации в садике, учить отбирать свои игрушки (как, у кого, что едалть, если ребенок крупнее). Хорошо бы научить другому поведению в стрессе вместо кусания ногтей, снижает стресс физическая разрядка: можно побегать, попрыгать. Ну а для проработки стресса можно поиграть с ребенком в детский сад. Во время игры можно выявить, что травмирует ребенка, отыграть отрицательные эмоции. И в игре бывает возможность придумать с ребеном какие-то выходы из трудных ситуаций.
Для отучения от самой привычки (когда стресса нет) иногда помогают очень простые методы: перчатки, чтобы не было доступа к ногтям, намазывание ногтей чем-то, что имеет неприятный вкус (возможно, лак, о котором ниже идет речь, для этого подходит). Но обычно эффективнее метод вытеснения другим поведением: обучить новому поведению, например, сжимание кулачков (учим через игру), а когда хочется покусать ногти, просим интенсивно посжимать кулачки и хвалим за это поведение. Так как невозможно грызть ногти и сжимать кулачки одновременно, старое поведение будет вытесняться.
Для более старших детей подходит метод вознаграждения за ногти определенной длины: краситый маникюр, колечко.
02:58 10.10.2009, * ИгорьГожий
|
|
| Я от незнакомцев периодически совершенно сознательно пряталась за мобильным, когда мы вынуждены терпеть друг друга в замкнутом пространстве, в лифте, например, или в метро сидеть, друг на друга глядеть. Так всем легче. Я согласна с малознакомыми соседями поздороваться, со старичками здороваюсь громко и отчетливо, а вдруг они плохо слышат? Но вести беседы на тему погоды и футбола как-то не готова. И многие молодые люди стесняются вместе ехать в лифте и молчать, им даже тяжко поздороваться, я давно заметила. 11:47 09.10.2009, Олеся
|
|
|
|