+7 985 921-74-72
Быть женщиной. Возрождение традиции.




У вас незнакомое лицо. Попробуйте ввести пароль или зарегистрируйтесь.



Главная / Психология и психотерапия / Взаимоотношения с детьми и воспитание / Негативизм. Можно ли его использовать в своих целях?


Мой сын (2, 2) находится в яростном отрицании: гулять — нет, дома остаться — нет, одеваться — нет, спать — нет и пр.
Недавно меня осенило, что надо попробовать говорить наоборот — не мой руки, не садись на стул.
Мы были на рынке и он там лег на пол. Бабушка начала его уговаривать: Федюша, встань, тут грязно, это некрасиво, никто на полу не лежит, посмотри, как грязно" — ноль внимания. Я тогда ему говорю: "Лежи!» — тут же встает и отряхивается.
Вчера ложились спать, уже много часов укладываемся, все спят, темно, ребенок ходит по дому и гремит, прыгает на меня с разбегу, кусается. Говорю очень серьезно: Федя, ты только не ложись! Стой всю ночь". Лег, укрылся одеялом. Говорю: "не спи. Старайся не заснуть. Лучше сядь. Только не спи". Лежит и заснул за 3 минуты.
То есть метод очень эффективный. Но вопрос: можно ли его использовать часто или только в самых важных вещах? И как долго? Как скоро ребенок может смекнуть, что его обвели вокруг пальца?

05:15 24.12.2012, Лисичка



у нас постоянные конфликты, сегодня был апогей — на проспекте мира ребенок лег на асфальт и обязательно лицом :)
я ему: ну полежи, полежи, устал, долго идем уже. он возмущенно — ты что! нельзя лежать на асфальте! он же грязный и холодный!

гы. очень вовремя :)) Таня, спасибо за тему, сегодня пригодилось)))

13:23 13.01.2013, Женя



У нас этот период называется "не бери ложку, не ешь кашу":)
Проходит быстро. Дети дотумкивают. Но веселит :))

15:02 28.12.2012, Q



БравО!! лучше сядь хи-хи-хи :))))))) катаюсь по полу.
вы получаете Медаль Конференции. пойду заказывать.
думаю сделать этот отличительный знак регулярным.
самым терпеливым, креативным, интуитивным и помогшим своим опытом другим Женщинам.


11:49 26.12.2012, Myriamm



не другим женщинам, а женщинам, помогшим другим
11:51 26.12.2012, Myriamm



Хи-хи :)) гиде моя медаль?
05:57 06.01.2013, Лисичка



а когда вы заберете диск? тогда и медальку получите
06:31 06.01.2013, Myriamm



скоро ребенок подрастет и просто не будет данной проблемы:-) Мне кажется, хороший прием. Он уже знает вашу реакцию на данные ситуации и прекрасно руководит процессом. А тут вы повели себя так, как он не ожидал, и ситуация не получила стандартного развития.
05:53 26.12.2012, Geba



Вспомнилось: только не бросай меня в терновый куст!)))
20:30 26.12.2012, линочка



Добавлю ложку дегтя. У ребенка все же потребность в том, чтобы противодействовать родителю, а не в том, чтобы научиться различать хитрости. В тактическом плане вы выигрываете, но ребенок не получает необходимую ему дозу конфликтов. Я исхожу из теории, что ребенок в 2 года нуждается в противодействии, и кризис 2–3-х лет это этап развития, а не простое недоразумение, которое надо быстрее преодолеть.
10:50 27.12.2012, * ИгорьГожий



Хорошо, а как конкретно (!) я должна вести себя в ситуации, когда ребенок разлегся на рынке между овощных рядов, чтобы обеспечить ему конфликтность? На уговоры он не реагирует, если поднимать — падает вновь, угрожать -?
21:45 27.12.2012, Лисичка



Тань, я вот думаю, что в ситуации с рынком, когда ребенок падает на пол и чего-то хочет или не хочет, можно пойти и на хитрость)) ибо пол грязный, холодный, вокруг туча людей с ненужными комментариями. А дома можно и поуговаривать.

Я этой хитростью тоже иногда пользуюсь, когда она вспоминается. Но обычно это происходит после нескольких минут бесполезных уговоров. "Не хочешь супчик? Ну, ладно, не ешь! Тогда мы с папой сами его съедим!»

03:57 10.01.2013, Polixenia



Вот интересно, "Не хочешь супчик? Ну, ладно, не ешь! Тогда мы с папой сами его съедим!» — не манипулирование?
03:59 10.01.2013, Tatyana



я после этих слов беру ложку и сажусь рядом. Когда ребенок видит, как быстро я ем, тут же мобилизуется.:)
07:47 20.02.2013, Tamika



а, еще вот подумала, что это как бы и не манипулирование, а констатация факта. Потому что если сама не съешь супчик, то его, правда же, съедят мама, папа или сестра. Не выбрасывать же!))
13:35 11.01.2013, Polixenia



в многодетной семье это жесткая реальность. у нас реально прохлопал и провыпендривался — вернешься к пустой тарелке, сосед все подъест. реальность. смотря что вкладывают в слова — то они и есть
08:17 10.01.2013, Myriamm



У нас хоть и не очень большая семья, но я уже на собственном примере ощутила, что даже в нашей семье за столом щелкать клювом чревато))
14:07 10.01.2013, Polixenia



Я в этом случае опасаюсь какой-то … неправильной что ли реакции детей друг на друга. Всегда готова либо дать замену, либо каким-то способом компенсировать съеденное))) Хотя , по идее, сам виноват)))
08:21 10.01.2013, линочка



вы как всегда за все виноваты :)
но мы не будем вас ругать за то, что вы не оставляете детей голодными… мы тоже не оставляем, педагогического эффекта от вида опустевшей тарелки им достаточно

13:58 12.01.2013, Myriamm



А, ну тогда конечно) Вид пустой тарелки работает)))
00:06 13.01.2013, линочка



Игорь, а можете уточнить про "противодействие"? В чем оно заключается? В "нет", "нельзя"? Отчитывать? Стоять на своем с грозным лицом? Или сесть в позу лотоса и с улыбкой Будды наблюдать? Не реагируя на бурю. Это же тоже противодействие.
Просто "спокойное" противодействие мне не всегда удается. В каких рамках допустимо "неспокойное"?
Надо сказать, что мой грозный голос дочь переносит очень плохо. Вижу, что сильно напрягается.
А ледяное спокойствие часто не воспринимает.

21:21 27.12.2012, Gu



Лисичка и Gu, понимаю, как хочется получить конкретный поведенческий совет, и как сердят общие невнятные рассуждения о том, как дОлжно и как плохо. И Вы же понимаете, что этого самого ожидаемого совета я дать не могу. Ведь я не видел никогда ни Вас, Лисичка, ни Вас, Gu, и я не знаю, какие Вы, что происходит у Вас в семье, какие и почему Вас охватывают эмоции. Мы же понимаем с Вами, что смысл любой фразы, любого действия родителя зависят от контекста, в котором происходит взаимодействие с ребенком, от вкладываемых в эту фразу интонаций, а также от всей истории отношений родителя с ребенком в целом. Поэтому я последнее время в конференции пытаюсь описывать отношение, которое может быть у родителя к тому, что происходит, пытаюсь передать позицию, которую лучше занять по отношению к ребенку и его развитию. Считаю, что если позиция занята правильно, ничего больше специально делать не надо, так как все необходимое поведение появится само. В нас заложены все необходимые программы для воспитания, мы интуитивно всегда знаем, что именно нужно делать. А вот что именно мешает нам занимать эту самую нужную позицию, это очень индивидуально.
Ведь в кризисе 2-х летки все очень просто: ребенок пробует свои силы на родителе, злится на родителя, так как лишается своей власти, которую имел во время здорового симбиоза первых двух лет, требует границ от родителя. У родителя есть для этих потребностей все необходимое: 1 — радость от сознания того, что ребенок умеет быть таким упрямым, 2 – сочувствие от понимания того, как ребенку тяжело терять власть симбиоза (эта власть над родителем давала ощущение безопасности, теперь, когда ребенок начинает осознавать, насколько он беспомощен, как он зависит от желаний родителя, ему становится очень страшно жить – маленькому и по большому счету беспомощному), 3 – собственный гнев, необходимый для удержания границ. Под гневом я в данном случае понимаю и раздражение, и злость, то есть все возможные интенсивности гнева.
Остается только эти свои чувства переживать и, исходя из них, реагировать. И тогда возникает вопрос: что этому мешает? Когда я обозначил данные чувства, я не имел в виду, что надо как-то особым образом интеллектуально напрячься и вызвать их у себя. Если принять описанную выше позицию, то чувства, описанные выше, будут естественными. Естественные (аутентичные) чувства открывают естественное поведение, которое позволяет разрешить ситуацию. Их не вызывать у себя надо, а понять, как они закрыты другими чувствами. В трансактном анализе чувства, которые закрывают собой («покрывают», так обычно описывают ситуацию) аутентичные (естественные для ситуации) чувства, называют рэкетными. Это те чувства, которые мы привыкли испытывать в самых разных ситуациях. Это те чувства, которые позитивно или негативно подкреплялись в нашей родительской семье. Это могут быть любые чувства: растерянность, беспомощность, гнев (рэкетный), стыд, вина, возмущение, обида и т. д. Рэкетные чувства – это «любимые» чувства человека, то есть те, которые он испытывает чаще всего в жизни, которые испытывает там и тогда, когда мог бы испытать совершенно другие чувства. Рэкетные чувства не помогают удовлетворительно решать проблемы в отличие от естественных. По поводу гнева: гнев, когда наши интересы нарушены аутентичный: мы злимся и решительно отстаиваем свои интересы. Давайте рассмотрим пример. Ребенок лежит на полу магазина. Мама может при этом испытывать гнев, так как хочет сделать какие-то свои дела. И еще при этом она может восторгаться тем, сколько упорства и силы в ее ребенке. Если дела ее не очень срочные (дом не горит, молоко не убегает), то восторга может быть больше, а гнев будет не очень выражен. Или, если дела срочные, то гнев будет бОльший и действия мамы будут решительнее.
Тот же пример с рэкетными чувствами. Ребенок лежит на полу магазина. У мамы возникает страх выглядеть в глазах окружающих «плохой мамой», и страх покрывается гневом. Этот гнев будет, скорее, рэкетным – «любимым» для этого человека, то есть гневается человек такой часто в различных ситуациях.
Можно сказать, что в зависимости от того, какие чувства у человека «любимые», есть люди обидчивые (обижаются практически всегда, и в тех случаях, в которых можно было бы и позлиться, и попечалиться, и порадоваться и т. д.), есть постоянно возмущенные люди, есть гневливые, есть стыдливые, есть виноватые, есть растерянные, есть беспомощные. Конечно, рэкетные чувства могут быть не в одном единственном варианте у человека. Мы можем быть и гневливыми, и стыдливыми одновременно; обидчивыми и возмущающимися и т. д.
Это одна из теорий, объясняющая, почему нам трудно реагировать на ребенка так, чтобы ситуации разрешались естественно и легко. Естественно, я считаю, что каждая мама могла бы походить на психотерапию, чтобы разобраться со своими рэкетными чувствами, скажу категоричнее: самое бОльшее, что может сделать мама для своего ребенка – это походить на психотерапию, так как тогда она сможет давать себя ребенку более полно. Психотерапия – это, прежде всего, возможность лучше понимать себя, а уже потом это лечение каких-либо психических заболеваний. И совсем не обязательно болеть, чтобы получить возможность через психотерапию исследовать свои особенности.
Я мог бы тут еще много писать, что происходит в мамах, когда ребенок начинает им противодействовать, и почему это в мамах происходит. И про зависть внутреннего Ребенка, и про предрассудки внутреннего Родителя, и про игры, которые позволяют испытать массу эмоций посредством ребенка, и про то, как мы посторяем уже своих родителей. Не думаю, что уместно продолжать. Я пытался объяснить, почему поведенческий совет невозможен и, судя по величине текста, немного увлекся объяснением.

01:48 01.01.2013, * ИгорьГожий



разбираю ваши слова на цитаты — себе и мужу для руководства.
А если при таком падении на пол в магазине мне становится смешно и я начинаю хохотать? Это не должно обидеть ребенка? Помнится, дальше я в тот раз разрешила ему полежать. Для меня это было открытием — я поняла, что могу взаимодействовать с ребенком, а не бояться его — ведь когда понимаешь, что не можешь справиться с его истерикой, начинается страх, в том числе от неловкости перед окружающими. А с этого момента началась интересная совместная жизнь собственно равноправных партнеров. И одеяло мы теперь как-то необидно перетягиваем — то я уступлю, то он.
И появилась игра — он начнет требовательно кричать и тыкать рукою, я начну также визжать в ответ. В итоге уже просто соревнуемся, кто завизжит громче и уже хохочем. Это же не мешает развитию личности ребенка в плане уходов от конФликтов?

08:21 20.02.2013, Tamika



Я описывал реакции из той части личности мамы, которую можно назвать родительской. Но в каждой маме есть и детская часть, из которой мы можем играть с ребенком. Вы, видимо, про нее пишите. Она для игры и удовольствий. Из нее мы не воспитываем. Когда Вы в детской части, вы просто два ребенка, играющих вместе.
11:53 20.02.2013, * ИгорьГожий



Игорь, спасибо большое! Конечно, хочется, чтобы пришел кто-то добрый и умный и сказал: делай вот так и все будет хорошо :)) Понимаю, что это невозможно.
Ваши слова очень ценны. Мне кажется, что я уловила суть. Я действительно испытываю похожее на гордость чувство, когда мой ребенок громче всех кричит, возмущается, валяется, что все обращают на него внимание:)) Прочитав Ваш топик, я поняла, что даю ему возможность высказать свое Я и сделать по-своему, то есть в его жизни есть и ситуации сопротивлния, и ситуации, где он уже что-то выбирает. Но иногда нужно сделать что-то быстро. И, наверное, в таких ситуациях будет не грешно проявить хитрость, если иные средства не работают. Так?

05:56 06.01.2013, Лисичка



Конечно не грешно добиваться чего-либо, используя хитрость. В этот момент, правда, ребенок ничему не учится и никак не развивается. Но ведь не все же ему развиваться, надо и о маме подумать. Я без иронии это пишу.
01:22 07.01.2013, * ИгорьГожий



Пишите-пишите, пожалуйста!
Это очень интересно!

23:29 03.01.2013,



Спасибо,Игорь!
очень интересно!
вы пишите,пожалуйста!)))))

15:54 02.01.2013, terramissu



Спасибо за интерес. Но я хотел показать, что мамам есть, что исследовать в себе, чтобы понять, что происходит, когда реакция на ребенка не помогает разрешить ситуацию. Просто описание этих процессов вряд ли реально может помочь.
09:56 03.01.2013, * ИгорьГожий



очень помогает в процессе исследования!!))))))
12:55 09.01.2013, terramissu



Вот еще мысль-вопрос (хотя больше мысль).
У нас очень сильный негативизм. Думаю, это потому что и я сама очень привязана к ребенку, и он ко мне привязан. Мне страшно его оставить с кем бы то ни было (с близкими родственниками, с которыми он постоянно живет), я трясусь над ним и вообще квочка. Наверное поэтому отделение проходит так болезненно, с выраженым сопротивлением и пр.
Т.е. все, что я говорю — НЕТ.
Понемногу эту ситуацию преодолеваем. Причем в сложных случаях нам не помогают ни игры, ни предложения выбора, ни юмор.
Но вот мне пришло в голову, что если мальчик сопротивляться именно моим просьбам, требованиям и пр., то в сложных случаях (напр., когда надо быстро, или когда он сам хочет чего-то, но не делает потому, что мама предлагает) нам помогают животные.
Они просят ребенка сделать что-то, "берут на слабо", просят его помочь, показать что-то.
Например, мальчик хочет гулять, но не хочет одеваться. (Все варианты испробованы: "давай играть, кто первый оденется!», "какую кофту ты оденешь — синюю или зеленую" и пр. — на все: нет, не буду; нет, никакую!) А тут вдруг акула говорит: "ой, Федя! Это чьи одежки?» И Федя сращу оживляется и нормально развернуто начинает беседовать. Типа, да, акула, это мои, а как твои дела, где твои одежки. Акула такая — о, у меня нет одежек и представляешь, я вообще не умею одеваться, ты меня научишь? И Федя: да-да, акула, смотри как я одеваюсь, давай, мама, одеваться.
Или корова просит убрать раскиданные вещи. Или собака ждет Федю домой скорее и плачет.
С одной стороны, удобно. С другой стороны, не подрывается ли родительский авторитет? Может не так страшно? Плохо было бы, если б мама просила кого-то объяснить или вразумить ребенка, соседку, например. А игрушек — не так критично?

07:54 18.02.2013, Лисичка



у нас утята помогают чистить зубы. целая семья утят, которые одеваются на руку.:)
08:44 18.02.2013, Олеся



Таня, а может начать с другой стороны, а не изобратать все новые и новые способы (отличные, очень интересные и педагогически талантливые, кстати)? Может позволить уже Феде быть отдельным человеком, и не "трястись над ним как квочка"? Может тогда этот самый яростный негативизм уйдет сам и не надо будет выворачиваться наизнанку?
Позволить ему, например, самому, без мамы, строить отношения с близкими родственниками. Или выбрать негуляние (о ужас! без свежего воздуха), раз он сам так решил. Вот этот самый период "НЕТ!» — он же не зря. А мама пытается его объехать на кривой козе. Ой, акуле.:)

06:06 23.02.2013, sidorovakoza



Оля, да, в точку! Но дык это ж нужно над собой работать:)) Тут годы пройдут! Я иду в эту сторону, но очень небыстро. Понимаешь, это ж многовековая традиция от прабабушки к бабушке-маме и дальше ко мне, тут столько многовековых страхов, уууу! Например, мы сейчас ищем квартиры на размен, я смотрю, например, 5й этаж, 9й, 14й и думаю "а вот вдруг бандиты влезут в квартиру, как я буду с 14го этажа с ребенком из окна убегать от них, ну нафиг, лучше второй этаж искать". Потом понимаю, что это отборный бред, но только потом :))
Поэтому очень, оооочень сложно дать ребенку взрослеть спокойно.

04:48 25.02.2013, Лисичка



Тань, а как бандиты влезут на 14-й этаж?)) На второй залезть как раз проще!)
05:13 25.02.2013, Polixenia



а с крыши?:))
14:53 27.02.2013, Лисичка



а этажей сколько всего?)
01:47 28.02.2013, Polixenia



А что, если 14?:)) Или даже 15–16. Очень удобно с крыши. Или просто в квартиру войдут через подъезд — это наиболее частый вариант. А я дома. Представятся газовой службой. Это из реальных уг. дел.
Думаю, мне нужно организовать курс по обучению взрослых и детей навыкам безопасного поведения и самообороны:))

04:23 28.02.2013, Лисичка



не, газовой службой меня не возьмешь)) а также всякими соцслужбами, акциями и т.д. По работе ежедневно приходится читать сводки УВД, так что пуганые, знаем) Я уже и родственникам лекцию на соответствующую тему прочитала. С практическими примерами)

А этаж лучше всего, наверное, тот, который посередине))

14:11 28.02.2013, Polixenia



У меня есть очень писклявый голос. И если я им говорю: "Кто там?» из-за закрытой двери, многие службы спрашивают: "А старшие дома есть?» Я говорю: "А мне не велели дверь открывать!:) И не открываю.
15:42 28.02.2013, sidorovakoza



А я вообще дверь не открываю, если не жду кого-то конкретного. Даже "кто там" не спрашиваю…
23:18 28.02.2013, Lesley



Тоже самое. Даже не иду открывать. Очень смешно — сейчас младший сын так удивляется, звонят, а я не открываю, и так настойчиво меня к двери тащит, заяц наивный :) А в Протвино у нас когда-то хулиганы звонок сорвали и какое-то время домофон не работал, так мы вообще "как в танке" были, никто нас найти не мог :) так спокойнее, да
05:03 01.03.2013, moonly



и я.
23:50 28.02.2013, tosha



у нас только домофон))даж звонка нет)))
02:40 01.03.2013, terramissu



А, так это проф деформация)))) Как я раньше при любой болезни думала об осложнениях))) Сейчас вроде меньше думаю)))
04:53 28.02.2013, линочка



Мой куратор по консультанству говорила, что когда у нее родился сынишка, они собрали все проблемы ГВ, какие только есть…
07:30 28.02.2013, sidorovakoza