+7 985 921-74-72
Быть женщиной. Возрождение традиции.




У вас незнакомое лицо. Попробуйте ввести пароль или зарегистрируйтесь.



Главная / Психология и психотерапия / Взаимоотношения с детьми и воспитание / Нужна ли социализация?


После встречи с известным на этом форуме маститым детским психологом, мне было сказано, что ребенка в 3–4 года очень хорошо бы отдать в садик, чтобы ребенок освоил свою социальную роль. Якобы этого в школе не произойдет, а происходит именно в этом дошкольном возрасте. Мой личный пример подтверждает его утверждение, т.к. в садик я не ходила и могу назвать себя человеком, которому очень некомфортно практически в любом коллективе, я все время нахожусь как бы вне его и, даже если хочу стать его частью, мне это трудно сделать. Примеры других людей, не посещавших детский сад, тоже свидетельствуют о том, что люди вырастают как бы асоциальными.
Но так ли это плохо? Мне кажется, такое пребывание ребенка наедине с собой, его наблюдение за другими детьми в коллективе и попытки стать его частью (или наоборот, решение оставаться вне его) развивают человека интеллектуально и эмоционально.
Посещавшие садик и не посещавшие, психологи, что скажете?

12:59 18.02.2010, tanichka



Здесь есть несколько спорных вопросов.
1. Я сталкивался и не раз с тем, что в садике было все отлично, уверенность и т. д., но дезадаптация наступила уже в школе, неудачно вписался в коллектив. Или в старших классах выходит в аутсайдеры, а потом в институте в доброжелательной обстановке себя находит.
2. Мне становится жалко сына, когда я думаю о садике с его дисциплиной, с системой, под которую он должен будет подстроиться. И я размышляю над тем, а не просыпается ли во мне бОльшая эмпатия, бОльшее умение прочувствовать своего ребенка. А что, если в нежелании отдавать ребенка в садик, мы увидим бОльшую развитость родительских чувств, чем были они у предыдущих поколений? Нам же жалко ребенка, которого запеленали, и который плачет. И это же является показателем нашей продвинутости в родительстве. А мне жалко детей, которые вынуждены слышать крики воспитательниц и есть противную кашу.
3. Надо ли вообще адаптировать ребенка к внешней системе? К садику, чтобы он потом мог встроиться в школу, а затем в работу в офисе? Может быть, без подобной адаптации он сможет стать человеком, более свободным от социальных систем? 30 лет назад без такой адаптации было нельзя. Но сейчас можно работать вне систем, частно, вообще не выходя из дома через Интернет. Так может быть, садик это пережиток 20 века?
4. Садик дает возможность родителям заняться наконец-то собою, отдохнуть от ребенка. Может быть, все разговоры про полезность садика – это просто попытка красиво объяснить свои поступки, так как хочется быть в своих глазах «хорошими» родителями? Не честнее ли было бы сказать, что мне – маме так проще, я человек и имею право на свою жизнь?

14:36 22.02.2010, * ИгорьГожий



Вот мне очень близок пункт 3. Тогда у меня вопрос. А как формируется легкость, с которой человек входит в новые коллективы (те, которые ему интересны, а не те, куда он вынужден входить), адаптируется там? Или это из области уверенности в себе, внутреннего локуса контроля?
А про полезность садика говорят в данном случае сами детские психологи, а не мамы.

01:51 24.02.2010, tanichka



Тебе близок этот пункт?? Надо же… Мне вот совсем нет. Я буду рада, если мой сын будет сам-по-себе-аутсайдер-работать-дома-на-компе-людей-не-видеть только если я буду уверена, что это потому, что ОН ТАК ХОЧЕТ, а не потому, что он ИНАЧЕ НЕ МОЖЕТ. Не знаю как сформулировать — мне кажется, есть опасность упущения какого-то момента в умении общаться. То есть вот как Игорь писал, что если в полтора года его там не похвалить — он потом всю жисть будет искать похвалы, и есть исследования что если до 6 по-моему лет ребенок не слышал человеческую речь его потом практически невозможно научить разговаривать, вот так и здесь должен быть какой-то критичный возраст (Я НЕ ГОВОРЮ ЧТО ЭТО 3 ГОДА!!!! Ну там, не знаю, 10?) — после которого человек НЕ МОЖЕТ научиться войти в коллектив. И после этого он может хоть 100 раз убеждать себя и всех в том, что ему нравится вот тут одному со своей кошкой тусоваться — но это будет исключительно потому, что с другими людьми он просто НЕ УМЕЕТ разговаривать.
Имхо, общаться — это просто ЕДИНСТВЕННОЕ полезное умение в жизни :-)))
Вот теперь вопрос к профессионалам — это вообще умение? И есть ли критичные возраста для, так скажем, естественного научения этому искусству — типа, чтоб потом в 30 не корпеть над томами специалистов и денег на треннинги не тратить :-))

02:36 24.02.2010, Q



Интересно. Твоя точка зрения мне тоже близка :)))
Да, очень интересно узнать про формирование коммуникативных способностей — есть ли возрастные ограничения.

03:45 24.02.2010, tanichka



Для меня спорна полезность системы детских садов. То, что ребенку нужно учиться адаптироваться в коллективах — беспорно. Но в дет. саду он адаптируется под общественную систему: утром пришел — отработал — вечером пришел домой. Детский сад — это по сути, первая работа. Откладывается стереотип структурирования времени через внешнюю, организующую тебя систему. Если человек должен быть ориентирован на пятидневку по гудку, то заложить такие привычки в три года очень важно. Сейчас внутренняя привязанность к обязательным структурам, в которых ты должен трудиться большую часть времени, скорее идет во вред. Ну а детские коллективы остаются важны. Я думаю, их много и без детских садов.
12:50 27.02.2010, * ИгорьГожий



Игорь, а объясните (или порекомендуйте литературу) какова вообще цель социализации до школы. Тогда мне станет понятней и когда "социализировать" ребенка и в каких коллективах. Я просто хочу понять, что должен уметь ребенок — не боятся толпы? уметь налаживать отношения с людьми? налаживать отношения со сверстниками?
13:31 28.02.2010, natamaza



Он просто учится строить отношения с другими. Ему по возрасту для развития это надо. Как в грудном возрасте для развития надо иметь много телесного контакта с мамой. За счет моделирования он перенимает новые навыки у сверстников. И самое важное, осваивает среду обитания. Чтобы в коллективе он был как рыба в воде, к этой воде он должен привыкнуть. В этом возрасте как раз такое привыкание происходит быстрее и качественнее. Мозги уже дозрели.
Книг не знаю, последнее время не слежу за литературой.

13:15 01.03.2010, * ИгорьГожий



Игорь, а это мнение по поводу именно 3летнего ребенка или вообще?
Какие, на ваш взгляд, есть аналоги, хорошие аналоги, детского сада? при работающей маме и занятых бабушках. на ум приходит только няня, может что то еще есть?

10:43 23.02.2010, whitegirl



И я хочу спросить: какие есть альтернативы детскому саду? (Даже хотела отдельную тему создать, а оказывается, такая уже есть) Хотелось бы, чтобы у детей была возможность именно поиграть, как играли мы в детстве (в ДС я не была ни дня). Всякие там развивалки и пр — на них чем занимаются? Играют или что-то конкретное осваивают, то, чем велит заниматься взрослый? А еще хотелось бы, чтобы эти игры проходили на свежем воздухе. Племяшка с 8 месяцев (!) ходит в какую-то развивающую группу. Я как-то вообще этого не понимаю, в чем смысл тусить в таком возрасте в закрытом помещении с другими взрослыми и детьми?
17:50 15.03.2010, Shinshilla



нет, уж создайте тему :-) а то мы тут запутаемся в 86 сообщениях…
"Альтернативы ДС" Можно в "Дети от года до 3»
Мне тоже оч интересно и актуально
Потому как я не вижу такой альтернативы в "развивалках" — должна быть имхо малоконтролируемая толпа детей без определенной заданной извне взрослым цели…
Короче, давайте тему :-)))

02:03 16.03.2010, Q



В фитнес клубе, куда мы ходим, есть замечательная игровая комната с лабиринтом, кучей игрушек и обычно небольшим количеством разновозрастых детей. Первые 3 месяца играла там вместе с ребенком, а с 2 лет стала его оставлять, сама оставаясь на связи — прошу звонить, если малыш заскучает. Сейчас могу спокойно оставить на час и уйти заниматься. Очень доброжелательные инструктора, которые лишний раз в игровой процесс не вмешиваются, но всегда начеку, чтобы дети не перемолотили друг друга. Главное условие пребывания ребенка — родитель сам должен находиться в пределах клуба.
04:57 16.03.2010, Murka



Хороший детский сад, подходящий данному ребенку
10:46 23.02.2010, Myriamm



алгоритм поиска какой? вот звонят мне в марте и спрашивают вы идете в сад Х? а я понятия не имею идем или нет. ну да к сентябрю я что-то больше буду знать и если буду считать что можно — свожу попробовать и допустим не понравится — что делать? в смысле как искать другой? и куда засунуть запись в комиссии?
10:56 23.02.2010, tosha



не знаю :) я стараюсь жить вне системы. Есть друзья, знакомые, в связи с особенностями своего ребенка расширяешь определенные знакомства, спрашиваешь, дают советы, рекомендации. Нам порекомендовали 2 садика, один я хотела сама по принципу во дворе и красивые гномики стоят, а влада через забор к ним хочет, знакомая звала к себе в национальный, а в ВР беляево есть милый вальдорф. В порекомендованных нас взяли только к больным детям, через забор — записали на сто лет вперед и выразили надежду, что мы не будем отказываться от прививок, там этого не любят, вальдорф справляет другие национальные праздники, такого разнообразия ребенку не выдержать, в результате мы пошли к знакомой, где оказалось ТАК хорошо, как совершенно я не ожидала, и вместо стресса и запланированных прогулов через день и тд и тп — мы туда скачем в 7 утра (!!! до того вставали не раньше 12) каждый день и показываем такие успехи, которые не снились никаким коррекционным учреждениям. Но мы готовились. И там отношение конечно к детям и родителям и процессу — не советского садика.
думаю, если бы там не пошло, искала бы домашний в округе, продолжала бы спрашивать. у нас задача стояла — адаптация к здоровым детям, поэтому нужна была именно группа, не няня. Но естественно к нормальным здоровым детям, с нормальными взрослыми вокруг, с общими взглядами, уровнем, короче не к гулагу и не к банде и тп. ребенок живет в моем круге и мне не надо приспосабливать его к другому. зачем? мы в концлагерь не идем и в армию тоже.

после выбора сада уже идешь в комиссию и получаешь, меняешь направление. а в первый раз мы пошли и встали в очередь в "через забор". потом дважды меняли направление.

11:10 23.02.2010, Myriamm



Мария Михайловна, а Влада в садик во сколько пошла? В 4г?
11:56 23.02.2010, whitegirl



В 4, 5, в группу ровесников. Раньше мы не были готовы. Важен возраст готовности, а не абсолютный возраст.
12:01 23.02.2010, Myriamm



Спасибо, я спросила про возраст, потому что в последнее время я достаточно часто слышу от авторитетных людей (хорошие психологи, педагоги, врачи …), что сейчас детей лучше отдавать в сад в 4г (и сами так отдают). Более того, сады, кот. мне понравились, берут детей только с 4 лет, в идеале 4, 2–4, 3г. Просто еще недавно было 3г, сейчас уже 4г — не с проста наверное, поменяли возраст.
06:40 24.02.2010, whitegirl



А что это за сады, если не секрет? Где-то рядом с вами?
06:47 24.02.2010, tanichka



Я уже писала в другом топике про детсад про одну няню, которая раньше работала воспитателем в детсаде. Она говорит, что ребенка раньше 4.5 в сад отдавать не стоит, т.к. примерно в этом возрасте ребенок становится уже довольно самостоятельным и может себя обслужить в элементарных вещах. Про психологию она ничего не говорила, но думаю, что и психологически устойчивым ребенок тоже становится, чем в 3 года.
06:49 24.02.2010, tanichka



Почти "через забор":)) Но подобных вроде как много сейчас — это новые полугосударс. сады. Там нет нянечек (дети уже сами ходят в туалет, поэтому и 4г), есть повар, посудомойка и уборщица после 18.00.
Там не столько воспитатели, сколько психологи, педагоги.
Т.е. это что то среднее между садом и подготовкой к школе, детей там воспринимают как маленьких взрослых — т.е. на них не кричат, в угол не ставят и т.п. советские приемчики — для меня это было важно, т.к. хоть у меня самой и светлые воспоминания о саде, но думать, что твоего активного, не всегда принимающего стереотипов, сына поставят голого на видное место в тихий час или на холодный кафель в туалет — я заработала бы себе невроз за считанные дни.
А по поводу возраста, в 4–4, 5г дети уже могут рассказать новости из сада, и все таки в таком возрасте у них уже заложено четко в голове, родителями, что такое хорошо и что такое плохо.

07:20 24.02.2010, whitegirl



Первый раз о таком слышу. Так и называется "полугосударственные сады"?
08:15 24.02.2010, tanichka



Это я так назвала)) — по их оплате, там около 5тыс вместо 1т в обычных, свежий ремонт, часто бассейн, много разных занятий по интересам, психологи. Более современный что ли сад. Я так понимаю, просто выкупили старый сад у администрации района, усовершенствовали, посадили хороших педагогов, а называются просто детский сад №Х.

08:32 24.02.2010, whitegirl



Мария Михайловна, Вы как то упомянули о том, что готовили Владу к саду. А в чем это заключалось?
12:48 23.02.2010, whitegirl



сначала мы ходили на инд. занятия с психологом, а с 3, 5 лет еще пошли в адаптационную группу домашнего садика на 1 день в неделю 3 часа, где ее прицельно готовили именно к вхождению в коллектив. ну и я сама морально готовилась — это ведь самое главное. до того я к садам относилась, как к концлагерю и не понимала их смысла. к нашему поступлению я дозрела до необходимости сада для моего ребенка, ибо походы в гости явно стали недостаточным источником общения и развития. попробовала — и все МОИ кошмары в виде раннего вставания, дисциплины, муштры и тп — оказались несостоятельными. нам нравится. но еще раз говорю — конечно в советский садик, куда мы тоже пробивались, мы бы не ходили. я не понимаю идеи социализации к социуму, который уже не существует. я в этом социуме не живу, и ребенок не живет. к чему адаптировать? к истории?
12:35 28.02.2010, Myriamm



ок, вопрос таков. как СВОИ кошмары убрать из головы? для меня в первую очередь проблема в МОЕЙ голове. я нахожу такое множество минусов в саду для нас, что вообще не вижу смысла даже пытаться идти в ту сторону. как СЕБЯ переубедить,что все не так грустно, страшно, нудно и неудобно?!
05:49 02.03.2010, ter4ik



так у меня было то же самое. я отводила с намерением сегодня же через час забрать. меня переубедила Влада. есть хорошие сады, вернее, сады, подходящие ребенку. надо просто их поискать и попробовать.
07:42 02.03.2010, Myriamm



и еще под "мы готовились" я подразумеваю именно нас. За последнее лето Влада явно изменилась, и я поняла, что сад нужен. ребенок растет, новые потребности приходят, и твое мнение меняется. поэтому ломать себя не надо, и надо не на возраст смотреть и не на лекции добрякова, а на своего ребенка и себя и делать все ВОВРЕМЯ
07:44 02.03.2010, Myriamm



в том-то и дело, что ребенку нравится коллектив, она с кайфом в нем крутиться, не утащишь. т.е. она-то готова, а МНЕ все не так — рано вставать надо, забирать надо рано(по меркам моей работы), забирать надо кому-то, в мои выходные, не совпадающие с выходными в саду, тоже ранний подъем. короче, одни трудности… ладно, будем ждать ,как обе созреем, так и будем думать :)
12:38 02.03.2010, ter4ik



понятно, мне тоже ранний подъем ужасен, но я научилась получать из него выгоды: раньше мы все дружно спали до 12 и я ничего потом не успевала, когда дети все со мнйо и не спят. а теперь с утра пока влада в садике я успеваю горы свернуть — либо дома, либо по делам. а потом с детьми все успеть. а потом на работу. меня так больше устраивает.
а вообще для этого и существуют няни и бабушки: водить в садики и на занятия в неудобное время.

07:18 03.03.2010, Myriamm



… а зачем себя переубеждать? …
05:51 02.03.2010, Q



спасибо, Игорь
08:20 23.02.2010, liplena



+10000 по всем пунктам
07:21 23.02.2010, Myriamm



Ну вот я социофоб. Пинками загоняю себя на сборища, пинками заставляю начинать общение с людьми на работе. В коллективах я аутсайдер. В сад ходила с 2 или 3 лет. Хорошо ходила, была любимицей воспитательницы, лидером и заводилой, ужасов не помню, только 1 раз упала головой об тумбочку и получила сотрясение мозга, о чем воспитательница не просекла (у которой я была любимицей), я час проплакала в раздевалке, чья-то мама сообщила воспитательнице, что со мной что-то не так, родителям так и не сказали, вечером по скорой уехала в больницу. В школе слишком серьезно подошла к учебе, не захотела подчиниться лидеру, все 10 лет была аутсайдером, зубрилой.
Катя в садик пошла с 2 лет и 9 мес. Не для социализации. Мне так легче справляться. Это нужно мне. Если бы она была одна, я бы не отдала бы так скоро. Сад муниципальный, но типа лучший в районе, ради этого таскаемся по часу до дома вечером. Утром папа везет на машине. До НГ было не больше 10 человек в группе. Было неплохо. Сейчас детей в 2 раза больше. То ли от этого, то ли еще от чего, последние 2 неделе Кате конкретно рвет крышу. Уже думаю о визите к Добрякову.
Социализация это только 1 из аспектов. Главное, что меня напрягает — это то, что детей делают удобными исходя из личного понимания о собственном удобстве. А методы сродни дрессировке. Ну и орава детей, избыток общения, перевозбуждение, дележ игрушек, закон сильного. И отсутствие любящего человека рядом, эмоциональное одиночество. Немного преувеличиваю.
Я хотела бы домашний сад, но так и не нашла у нас в районе. Частные сады у нас только крутизной игрушек и развивающих методик отличаются от муниципальных.
На мой взгляд сад — это выход для работающей занятой мамы, но сад с маленькой (человек 7), разновозрастной группой. А социализация тут совсем не при чем.

12:34 19.02.2010, mother goose



Хммм…
Посещала садик. Уже где-то тут писала — сад ненавидела, ни с кем там не общалась, всех боялась (особенно мальчиков).
В школе сразу стала лучшей подругой главной заводилы — в центре тусовки. Заводила потом ушла из школы, а я так всегда и была "в центре событий" — не центром, но очень около. И в институте, и везде.
И мальчиков ну совсем не боялась :-)))
При этом коллективы конкретно не люблю.
Но ОЧЕНЬ легко в них встраиваюсь и … социализируюсь :-))

Вот впервые задумалась — а может это самое детсадовское детство было ЗАЧЕМ-ТО НУЖНО??? Может, если б я там не была аутсайдером — была б такой в школе? Или нет? Оч сложная мысль…

15:09 18.02.2010, Q



Ну вот Добряков пишет, что да, будет сложно ребенку, это будет для него школа жизни, но зато роль получит :) Видимо, не зря ты мучилась и страдала в саду? Хотя ты права, это сложно сказать по одному такому опыту.
05:39 20.02.2010, tanichka



Понимаешь, я вот сейчас про это много думаю. У меня в саду НЕ БЫЛО роли. То есть я там ВООБЩЕ не взаимодействовала с детьми. Я ВСЕГДА играла одна в стороне. Так что никакой роли я там не получила, это точно.
На даче у меня долгое время была сестра двоюродная на год старше (когда мне было 7 они эмигрировали). Так вот, я не помню, но мама рассказывает, что мы с сестрой играли, а если сестра хотела идти играть к соседке — я преспокойненько оставалась дома рисовать и тп — никуда не шла. Потом сестра уехала — и я оч сдружилась с той соседкой — но опять же, играла с ней вдвоем, в тусовку не лезла.
При этом — еще раз обдумываю-повторяю — во ВСЕХ обязательных коллективах я была ИМЕННО в центре ГЛАВНОЙ ТУСОВКИ. И именно в группе — там отношения никогда не строились с кем-то одним.
Сад просто явно ни при чем, мне кажется… Или при чем-то??? Ох :-(

07:50 20.02.2010, Q



а у меня вопрос — допустим все это очень важно и надо дать роль, НО вот получает твой ребенок роль ябеды или роль при лидере (а чем не 6?) чего в этом хорошего то??? может кто объяснит? или получивши роль можно корректировать? или нет?
08:48 20.02.2010, tosha



Вот я как раз про это и писала — что лично у меня ролей много…
Мои например дозамужние знакомые определенного круга совершенно не общаются сейчас со мной, уже много лет — вот увидишь нас рядом и не поверишь, что может быть что-то общее. При этом я четко чувствую, что ЛЕГКО могла бы снова с ними общаться — просто ну совершенно ДРУГАЯ Я :-)
У меня даже имена были разные в разных тусовках — и это совсем разные люди, совсем разные роли — и все из меня…
Поэтому я совершенно не вижу вот такого "выбора роли на всю жизнь".
По-моему это очень "мужской" подход к жизни :-)) Мне кажется, женщины намного более изменчивы…
БА, У МЕНЯ Ж СЫН!!! ААААААА!!!! Вот блин…

09:54 20.02.2010, Q



И кстати у нас есть хороший друг — вот если честно называть его роль — он, конечно, 6. Причем всю жизнь при моем муже :-)) Ну и что?? Нормальный мужик, девушка у него, всегда можно положиться, всегда поддержит — при этом и мы его оч бережем, ценим, кормим-поим :-)) То есть я хочу сказать, что 6 — это тоже неоднозначное понятие очень… Слово обидное, а по сути может быть совершенно нормальная роль, и нести ее можно с большим достоинством — просто вот такой вот незаменимый кадр. Чем плохо? Каждый выбрает по себе.
09:58 20.02.2010, Q



КОнечно, сложно так сказать. Тем более, про взрослого человека. 6 плохо в детском возрасте тем, что мать своим вмешательством в его взаимоотношения со сверстниками атрофирует у ребенка способность научиться общаться и разруливать проблемы самому. Плохо это будет потом или хорошо — видно будет.
Может, твой друг совсем не из этого теста, а стал таким во взрослом возрасте в силу других причин…

11:07 20.02.2010, tanichka



Вот мне интересно. Практически все мои взрослые уже знакомы ходили в детский сад. То есть накушались этой самой социализации по самое "не могу". Но ведь все разные. И роли у всех разные. Для меня центральные роли никогда не были чем-то органичным. Чтобы входить в новую компанию, приходилось делать над собой серьезное усилие, но всегда был свой близкий круг. А муж вообще настоящий одиночка. У него даже близких друзей никогда не было. Говорит, что ему вполне достаточно моего общества. А в садике был настоящим заводилой. Вот и пойми после таких примеров, где и как формировалось наше отношение к окружающим…
10:32 20.02.2010, Soe



В садик не ходила, с социализацией все было всегда нормально)). Правда в школе первые полтора года было тяжело — но это реально зависело от школы. Тогда было 35 человек в классе, огромная школа, вечный ор и беготня, ужасная учительница, окраинный микрорайон с тем еще контингентом, кто и как там только не учился, во втором классе перешла в другую школу — сразу все устаканилось. Еще в 7–8 классе как раз не вошла в тусовку)), и это было да, некомфортно, но я бы в нее по-любому не вошла, социализация тут не при чем, не во всякую же тусовку надо стремиться. Зато в известном смысле пошло на пользу — иногда полезно уметь быть одному. В качестве педпрактики преподавала в одной московской школе, обычной, ну то есть хорошей, но не лицейской — вообще не верилось, что так бывает)), в классе 10 человек, все аккуратные, шалят в меру — нормальные, короче, хорошие дети.
Я к тому, что мне кажется с нормальным ребенком, в нормальном коллективе всегда все будет нормально)), а остальное — индивидуальные особенности, которые в любом случае надо уважать. Ну и во время гулянья и на всяких развивалках деть же социализируется?))

16:45 18.02.2010, sasha



Нет, по мнению Добрякова это не фига не социализация. Социализация — это когда ребенок погружается в коллектив, в БОЛЬШОЙ коллектив, поэтому он неодобрительно отозвался о коллективе даже в 10 человек: там воспитательница может вмешиваться и мешать естественной социализации. Лучше всего, по его мнению, это человек 30, когда воспитатели просто физически не могут вмешаться во взаимодействия между детьми. Именно тогда происходит социальное "брожение".
Я хотела сейчас начать водить дочку в платный садик 1 раз в день на 6 часов, он меня переубедил, сказав, что в таком случае ребенок будет постоянно пребывать в состоянии "новичка", это тяжело.
Но если на площадке детской регулярно одни и те же лица и мамы не сильно мешают детям драться, то это может быть заменой садика, получается :)

02:21 19.02.2010, tanichka



чего вы привязались к добрякову. мало ли о чем он как думает. я бы рассматривала его как психотерапевта, а не как советчика по жизни. это же совсем разные вещи. разве психотерапевт можно кого-то переубеждать? или убеждать? или прогнозировать адаптацию ребенка к коллективу? он давно был в коллективе из 30 человек?

в прошлом году Влада ходила в коррекционный домашний садик адаптационную группу из 5 человек раз в неделю на 3 часа. это (в совокупности со всеми остальными мерами конечно) подготовило ее к тому, что в этом году она ходит в "обычный" (необычный, конечно, прекрасный, лучший в мире сад :) сад каждый день 5.5 часов в группу 10–20 человек (смотря сколько придут), которые не делают ей никаких скидок, и мчится туда с удовольствием и делает колоссальные успехи и находится на общих позициях. на след. год специально пойдем второй раз в эту же группу, а не в подготовку к школе, потому что на фиг ей напряги, лучше пусть будет в этой же группе лидером и делает уже все с пониманием и совсем другим удовольствием, а не просто за компанию.

надо смотреть на своего ребенка и понимать здесь и сейчас, с чем он реально сегодня может справиться. это единственное, что имеет значение.


16:11 20.02.2010, Myriamm



Мне было интересно услышать отзывы именно на мнение Добрякова о том, что соц.роль можно получить именно в большом коллективе детей, который ребенок будет регулярно посещать. Мне стало интересно, а так ли нужна эта соц.роль, собственно, этот вопрос я и задала в начале топика.
Вообще-то, мне его мнение показалось убедительным, я могла и не ссылаться на него, а говорить от себя. Было интересно услышать противоположные мнения.

14:09 22.02.2010,



Это я.
14:11 22.02.2010, tanichka



Вот я не считаю, что правильно не мешать детям драться. Не мешая драке, я с ней соглашаюсь, я показываю своему ребенку, что так решать конфликты — нормально и правильно. Это я не о добывании игрушек, а о реальном махании ногами-руками. Может, я вмешиваюсь и не даю своему ребенку отделяться от меня, но не могу не мешать и смотреть, что из этого выйдет. Всегда иду и разнимаю, и заступаюсь. В итоге дочь не стала более робкой или плаксой, наоборот, она сейчас смелее идет в бой за свои интересы, не отдает свое, а когда хочет что-то чужое, а не дают, то бегает за обладателем хвостом и кричит: "Ну дай пожалуйста! Ну я же попросила! Ну я тоже хочу! Я поиграю и оддааам!» И часто дают.:)
Там в ссылке, которую внизу Ольга дала (когда ЛипЛена приводила, я пропустила), очень много про садики и социализацию. И как раз садики с маленькими группами приводятся как предпочтительные.:)

05:03 19.02.2010, sidorovakoza



Оль, вот тут с тобой не соглашусь. меня по поводу сада ваще регулярно кидает из стороны в сторону. то надо, то боюсь до ужаса и не хочу. Добряков нам сказал.что сад нужен. я прислушалась, не сказать,что стопудово поведу, но попробую. он правильно сказал ,у вас много лет напробоваться — не пойдет, заберете ребенка и попробуете попозже. еще год назад смотрела на свою дочь и не понимала, КАК ЕЕ можно отдать в сад. смотрю сейчас и понимаю, это надо ЕЙ, не мне, хоть мне и спокойнее,когда она дома с няней.
по поводу драк — мы отдыхали месяц назад с подругой и ее дочкой. у них с моей неделя разницы. конечно, без конфликтов не обходилось. мы решали, объясняли и тд. потом как-то лежа на пляже, решили попробовать ВООБЩЕ не лезть к ним. т.е. СОВСЕМ, вообще ни слова им не говорить, только наблюдать. ну и до жертв не доводить))). и мы были в шоке — они НИ РАЗУ не подрались, не убили друг друга, они спорили,выясняли отношения, но все конфликты решались значительно более продуктивно,чем с участием нас. и мы отошли в сторону, только наблюдали. так получилось,что дети были вместе почти месяц практически неразлучно — с поры, как мы от них отстали, они ни разу даже не попробовали убить друг друга))), отношения у них только стали лучше. конечно, в саду дети другие, кончено, у всех разное воспитание, но не будет ребенок жить всегда в идеальном мире, не будет. это я не за сад, как таковой выступаю, а за общение с детьми. имхо, на площадке этого не добиться, если это не детская площадка мамского клуба))). и потом сад ведь можно дозировать. у меня знакомая дочь водит в сад — на полдня через день, когда ребенок хочет. правда, отдала она ее в 2, 5года, но сама практика очень удачная. ребенок спокоен, мама не истерит и вроде как в саду…
вот как-то так…сама как раз в мыслях на тему сада, так что тема в тему)))))

08:53 19.02.2010, ter4ik



На мой взгляд, такой половинчатый подход вообще ничего не дает, поскольку:
— детей, которые не постоянно приходят в сад, группа воспринимает как чужаков, их не принимают. Сразу это не видно, но потом обязательно всплывет;
— у ребенка формируется неправильное отношение к дисциплине: хочу-хожу, не хочу- не хожу. Он потом перенесет это и на посещение школы и др.секций;
— мама вряд ли поддерживает точный детсадовский режим, а это значит, что режим как таковой вообще сбивается;
— пропуски занятий могут повлечь отставание в навыках. Например, при разучивании танцев к празднику. Ребенка не будут ставить на первые роли, а это может отразиться на всем последующем его самовосприятии.
Так что, если уж ходить, то ходить и играть по правилам.

10:20 19.02.2010, ivirina



Абсолютно согласна. Либо водить хоть на полдня, но когда занятия есть, либо водить только на занятия и уже не в сад :) То есть, я думаю, что в саду обязательно должно быть постоянное совместно проводимое время :)
Я в сад ходила ОЧЕНЬ плохо. Не отпускала родителей, часто болела, мучалась от неподходящего для меня режима. Я капризна в еде, не спала днем лет с 3х. Так что сад вспоминаю с ужасом. При этом Тема отлично отходил все 4 года (ну, последний год только попалась отвратительная воспитательница и мы ребенка забрали), помнит всех ребят, все было здорово. Но группа — 10 человек и сад специальный, для детей с задержкой психического развития, коих в группе не было совсем ;)

11:09 19.02.2010, линочка



ну с одной стороны, да, наверно, вы правы. не подумала как-то об этом. тогда МНЕ сад совершенно не подходит,я в жизни не заставлю себя подняться в СВОЙ выходной и куда-то отвести ребенка……задумалась…
но к дисциплине и режиму, имхо, такое посещение никакого отношения не имеет. но я сужу по своему ребенку — режим — так режим, нет — так нет.
про занятиях в саду — ваще больная тема — чем они там занимаются в три года????
и еще больная тема — как ребенка забирать? муж работает сейчас до ночи. я до 6 в лучшем случае на другом конце москвы………
ндааа… подумаю об этом завтра :)

13:32 19.02.2010, ter4ik



Про режим я имела в виду то, что домашний режим (строгий или плавающий — не важно) вряд ли совпадает с детсадовским, хотя бы потому, что дома не надо раньше вставать. Это означает, что дома режим один, а в саду — другой. Если чередование "режимов" циклическое, например, в будни — один, а в выходные — другой, то еще есть шанс как-то привыкнуть. И то, обычно, садовские детки и в выходные рано просыпаются, поэтому на ТВ все воскресные утренние программы — детские (дают возможность родителям поспать :-)). А если "режимы" чередуются хаотически, это вызывает даже бОльшие проблемы, чем вообще отсутствие режима.
14:09 19.02.2010, ivirina



ну не скажите, я работаю 3–5дней в неделю, когда как. когда работаю, ребенок встает со мной рано утром, провожает на работу, когда я дома, спит со мной, не до 12.конечно, но до 9.30–10 точно, регулярно занятия с ней просыпаем,которые в 11 начинаются. нет вообще проблем с этим. хотя это, конечно, от ребенка зависит…у нас так
так что думаю, как и во всем, тут много зависит от семьи, от позиций мамы и от ребенка,естессно. просто для нас смена режима — не аргумент…

14:16 19.02.2010, ter4ik



Кстати, я рассматриваю сад либо в качестве адаптации к школе (тогда пойдем лет в 5, а до этого на занятия и танцы будем ходить со след года). Либо, если не будет возможности оставаться с нашей чудесной няней. Такую же мне не найти, я уже разбалована :) а на худшее я не соглашусь :)
00:14 20.02.2010, линочка



При хороших школах существуют подготовительные группы, расчитанные на 1 или 2 года. После них проще поступить. Я думаю поводить Максима в такую как раз для адаптации, чтобы он усвоил определенные правила поведения.
01:48 20.02.2010, ivirina



Под дракой я имею в виду, конечно, не махание руками и ногами, а нормальные конфликты. И если до трех лет маме нужно вмешиваться в них, чтобы показать ребенку примеры разруливания конфликтов, чтобы он заимствовал их у нее, то после трех это вроде как вредно. По Добрякову, если маме продолжать после трех лет разруливать конфликты вместо ребенка, то твой деть рискует стать шестеркой (прям так и сказал). То есть, в любом коллективе он либо будет искать лидера и "прилепляться" к нему, чтобы, в обмен за верность, ему была бы гарантирована некая неприкосновенность. Или будет ябедой, чтоб такую поддержку находить у воспитателя-учителя.
То есть, правильная тактика — это пожалеть и успокоить потом, но дать ему пережить пусть даже и горький опыт поражения. Ребенку нужно пережить и это (по Добрякову :))

06:05 19.02.2010, tanichka



http://aksik.livejournal.com/261403.html#cutid1 — тут про эту самую социализацию. Хорошо сформулировано то, что я все пыталась для себя понять и написать.:)
06:46 19.02.2010, sidorovakoza



Тут сказано про социализацию = общительность. И про избыточное, передозированное общение. Я же больше говорю про социальную роль — так ли она нужна? И для чего она вообще нужна? Чтобы комфортно себя чувствовать в обществе и только? Если у ребенка не сформируется эта роль, он может потом всю жизнь заниматься тем, что встраивать или, наоборот, противопоставлять себя обществу. Жизненную энергию можно потратить ведь и на другое?
Я ничего не утверждаю, наоборот, мне хочется почитать еще ссылок и других мнений. Просто эта позиция для меня новая, равно как и позитивный настрой относительно детских садов.

09:55 19.02.2010, tanichka



Дочке скоро будет 4 года. В садик, в силу многих причин, не ходим. Если честно, периодически начинаю переживать, что доче не хватает общения. Но с другой стороны, никак не могу назвать ее необщительной или ассоциальной. В школе развития активно общается с детьми, стараемся как можно часто приводить ее в компанию детей наших друзей. Все-таки для меня садик — это колхоз, который необходим для обеспечения безопасности ребенка в случае, если мама должны работать. Не обязательно с ранних лет приучать чадо к тому, что нужно приспосабливаться к любой компании.
23:17 18.02.2010, Soe



Мне всегда было интересно, каким образом человек осваивал свою социальную роль до появления садиков. Ведь не такое уж это старое изобретение. А люди всегда общались, находили себе друзей, семью. Кстати, моя племянница не ходила в садик. Когда пошла в первый класс, столкнулась с проблемой достаточно агрессивных нападок деток "садовских" на "домашних". То есть класс реально разделился на 2 группы. Но как-то все понемногу улеглось и сейчас (она во 2-м классе) подобной проблемы уже нет, и никто не спрашивает "ходил ты в садик или не ходил".
23:22 18.02.2010, Soe



Это не такое уж старое изобретение — как и противозачаточные :-) Много детей в семье + эффект "дворов" — вот еще поколение моего отца свободно целый день играло во дворе лет с 3 — там была куча детей, все вместе тусили. Безотцовщина, мамы работали круглые сутки, пара бабушек на скамейке сидели — смотрели сразу за всеми детьми.
Не кидайте в меня тапками — у мена у самой садикофобия, но я с ней борюсь :-)

01:41 19.02.2010, Q



У меня была огого какая садикофобия. И чудесным образом она рассосалась после общения с психологом. Ничто не мешает не водить ребенка в сад, если будут явные признаки проблемы, резкое нежелание. Но попробовать стоит. Это я сейчас так думаю.
02:23 19.02.2010, tanichka



Я ходила и в ясли, и в сад. Не помню ничего особо плохого, но и хорошего тоже не помню. В начальной и средней школе была отличницей — уважали и дружили (может, и не поэтому :)), в старших классах — была в спецклассе, поступая в него через экзамены, у нас там все были лидеры, из них особо не выделялась. Очень стеснялась всегда, но проблем с общением не было, особенно, когда нашла потом "своих" людей и круг интересов.
Сравнение двора с садиком — условно, во дворе ты можешь уйти и тебя никто не заставит находиться в одной комнате несколько часов с теми детьми, с которыми не хочешь. Можно уйти домой и там поиграть самому или с другом. У нас еще был такой двор, я сама гуляла одна лет с 5 точно, с ключом на резинке на шее, и в школу с 1-го класса сама ходила через две дороги с машинами, идти минут 30 было.
Не люблю садики. Хотя считаю их нужными для социализации. Лет с 4-х, скорее всего. И искать-искать Воспитательницу.

02:05 19.02.2010, sidorovakoza



Я ходила в сад (в несколько разных садов) — впечатления противоречивые, было и хорошее и плохое, и дралась с мальчишками и с кем-то дружила, заводилой никогда не была, но и не на последних ролях. Очень много зависит от воспитателя, у меня в одном из садов были неадекватные: любимым наказанием у них было поставить ребенка во время тихого часа на видном месте без трусов — не знаю с чем это связано, может какие-то свои сексуальные фантазии реализовывали таким образом через детей:((С этим же садом в 80 году летом ездили на так называемую "дачу" (во время олимпиады всех детей старались вывезти из Москвы) на целых 2, 5 месяца, мне было 5 лет — вот где они оторвались по полной. Помню плакала каждый день перед сном — так к маме хотелось, а она (и вообще все родители) кстати звонила чуть не каждый день воспитателям узнать как дела, но нам об этом не говорили и к телефону не подзывали "чтобы не расстраивать". А еще у меня на этой даче начали проявляться первые признаки последующей дискинезии желчевыводящих путей и меня иногда рвало, так вот помню, что сама мыла пол за собой…, а маме говорили, что с ребенком все хорошо(.
В коллективах сейчас адаптируюсь нормально:), могу общаться в принципе со всеми, но люблю и одна побыть иногда, например, в кайф бывает одной в отпуск съездить. Сложно сказать, какую роль сыграл сад, ведь мы не можем отмотать время назад, не ходить в сад и посмотреть как сложился бы характер тогда.

05:06 19.02.2010, juliad



Моя воспитательница в садике также практиковала такое наказание в отношении мальчиков. И, как ни странно, никто из детей не говорил своим родителям про это. Хотя, я уверена, если бы моя мама узнала, что такое происходит даже в отношении других детей, не меня, она бы устроила воспитательнице скандал.
05:34 19.02.2010, Soe



Да, и у нас никто не говорил, видимо дети воспринимают все как должное, у них же нет пока жизненного опыта и если воспитатель так делает, значит так и надо. А потом спрашиваем — откуда берутся эксгибиционисты…
А еще меня в этом саду один раз на улице забыли, уйдя на обед:)) Так и не хватились. Мимо шла чужая женщина, увидела меня, поняла, что я из сада и постучала в дверь — меня впустили как ни в чем не бывало:)

05:58 19.02.2010, juliad



У нас тут рядом садик, из которого сын знакомой из соседнего подъезда два раза уходил (ему три года). Находили.
06:18 19.02.2010, tanichka



Что-то я начала писать и не могу остановиться. В свое время Liplena давала интересную ссылку на сайт. Я почитала и немного успокоилась, так как доводы, приведенные, автором, показались мне достаточно разумными http://aksik.livejournal.com/tag/%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
23:45 18.02.2010, Soe



вот тут много интересного http://vetka0.livejournal.com/132657.html
по тегу семейное образование
01:38 19.02.2010, Женя



Невозможно объять необъятное. К какому бы решению мы не пришли, всегда будет приоритет одного в ущерб другому. Нужно, конечно, стремиться к золотой середине, но не всегда возможно.
Я в настоящий момент решила обходиться без садика. Но я и совместный сон практикую, и длительное ГВ, а Добряков против :-) Но Добряков (при всем моем к нему уважении) лечит патологии, а у меня все нормально. ИМХО, если Вы видите проблемы у ребенка, их надо решать. А если проблем нет, то и не надо думать, что они могут возникнуть.

03:07 19.02.2010, ivirina



Это правда про проблемы, но я не очень поняла, что именно Вы имеете в виду? Что не нужно бояться сада, равно как не нужно бояться его отсутствия?
06:19 19.02.2010, tanichka



Я не психолог и не знаю Ваших проблем. Но на мой взгляд, если у ребенка есть проблемы с общением, то нужно действовать по принципу "от простого — к сложному", т.е начинать с маленькой и разновозрастной группы, либо вообще с игр с детьми постарше, которые умеют уступать малышам. А какого эффекта Вы ждете от обычной детсадовской группы?

06:51 19.02.2010, ivirina



Проблем вроде нет, зато есть разновозрастная группа в гос.садике с элементами Монтессори. Но там 25 человек. Все мои сомнения вызваны тем, стоит ли отдавать в этом году или подождать следующего. По всем внешним признакам, ребенок готов и жаждет свободного общения с другими.
С другой стороны, я думаю, что случится, если такого регулярного садовского общения у нее не будет.

11:19 19.02.2010, tanichka



Если Вы надумали идти в сад по совету Добрякова, то он как раз считает, что до 3 лет ребенок должен быть с мамой. Вам когда 3, а летом что собираетесь делать?
А по поводу сада с элементами Монтессори вообще спорный вопрос. Есть естественные законы развития ребенка. Мария Монтессори считала, что первые 3 года развивающей средой ребенка должен стать дом. Сама Монтиессори пишет по этому поводу: «В пространстве от нуля до шести лет четко выделяется две подфазы. Первая – от рождения до трех лет – характеризуется таким типом ментальности, подступиться к которому взрослые не в состоянии. Следовательно, оказывать на него прямое воздействие невозможно. И действительно, для детей этого возраста не существует учебных заведений» (Мария Монтессори. Разум ребенка. Главы из книги. М., И-во: Гралль, 1997 год, стр. 19).
Сама методика создавалась для проблемных детей. А уж как ее переиначили последователи, и что из этого может получиться — вопрос.
Вот здесь много информации на тему Монтессори:
http://www.montessori-center.ru/
Там, кстати, есть и адреса аккредитованных садиков.
11:57 19.02.2010, ivirina



До Добрякова я думала, что может, стану водить Варюшку со следующего года, когда ей будет почти 4 с половиной. Этой осенью ей будет почти 3 с половиной (3 и 4), поэтому по цифрам она как раз вроде готова будет.
По-любому, я собираюсь отдавать не раньше осени, а не сейчас — если Вы об этом.
Я читала критику системы Монтессори и во многом согласна. В случае детсада, про который я говорю, там есть большие отступления от системы. Например, театр и творческие занятия (которых не должно быть по идее), методисты, которые проводят несколько часов утром с детьми, а потом уходят, уступая место обычным воспитателям. Наш садик как раз входит в число аккредитованных — это 1515.
А чего про после 3 лет пишет Монтессори (если Вам недолго посмотреть)?

05:37 20.02.2010, tanichka



Я подумала, что вы до 3 лет собираетесь дочку в садик отдавать, и цитату дала отсюда:
http://www.montessori-center.ru/li/mcenter/gr03/
У нее много книг, на сайте есть список, можно почитать, что именно Вас интересует.
А до осени еще столько времени… Посмотрите на ребенка в августе и решите — нужно в садик, или нет.
06:42 20.02.2010, ivirina



Мне, кажется, что в вопросе сада, каждая мама будет возможно повторять свое детство. т.е. если она сама ходила в сад, то и ее ре будет ходить. Если не ходила-нет.
И мнения мам, самих ходящих и неходящих в сад, будут отличаться.
Я сама ходила в сад и ре тоже отдам. Другое дело, что не в год, как меня, а в ближе к 3, но я бы хотела, чтобы мой ре посещал сад, причем не частный из 5–8чел, а хороший, новый, но государств. из 15–17чел.
Детсадовские дети, на мой взгляд, но я апеллирую своими воспоминаниями, более смелые, живые, общительные, но минус — более наглые, т.е. надо искать сад с хорошим контингентом детей — но это в теории, а как это сделать на практике, я лично незнаю. только познаю эту область, т.к. сама планирую отдать в сад осенью.

05:47 19.02.2010, whitegirl



Я ходила в сад, и старшую дочку водила именно по соображениям социализации, хотя сама сидела дома и не работала. А вот Максима не хочу отдавать, т.е мы ходим на развивалки, в спортклуб и я вижу, что пока этого достаточно. Мне не понятен посыл отдавать ребенка именно в большой=плохоконтролируемый взрослыми=жестокий коллектив. Это нужно, если собираешься потом отдавать ребенка в самую обычную школу с большим классом и общим низким уровнем воспитания. В хороших школах детей в классе не больше 20, и недетсадовских иногда бывает больше 50%, зн. и социальная среда там будет иной. Да и в возрасте 6–7 лет у ребенка более окрепла психика, ему можно больше объяснить.
А еще меня напрягает усредненный режим и необходимость будить ребенка утром. Мне нравится, что дома мой ребенок ест и спит, когда хочет, в соответсвии со своими биоритмами.
У моих родителей выбора не было, они работали. Да и какие были раньше альтернативы ДС?

06:42 19.02.2010, ivirina



А еще ест то, что приготовила любящая мама, а не безразличные, зачастую не чистые на руку повара.
10:06 19.02.2010, Ларс



Я ходила в садик с 1, 5 лет и до школы. А дочку отдавать совсем не тороплюсь, даже варианты пока не рассматриваю, хотя ей скоро 4.
06:05 19.02.2010, Soe



Я в яслях-саду была с года, не хочу дочь в сад.:)
По поводу сравнения садовских и домашних детей: соседка отдала Женькину ровесницу в 2 года в обычный садик. Из улыбчивой веселой девчушки за полгода превратилась в рысёнка: глаза дикие, носится, все швыряет в беспорядке, игрушку хватает и скорее с ней в уголок, пока не отняли. Я её понимаю: она защищается и выживает, как умеет. Нужна моему ребенку такая социализация…

06:28 19.02.2010, sidorovakoza



Я не понял :) Так ты собираешься Женечку в сад отдавать или нет?
11:22 19.02.2010, tanichka



А я еще не знаю.:) На сегодняшний день — она не готова от меня уходить. Вот хотим весной походить на наши занятия, но без мамы (там 3 раза в неделю по 3 часа) и посмотрим. Но пока она даже туда без мамы не хочет. Поэтому пока бааальшой вопрос.
09:16 20.02.2010, sidorovakoza



Ходила в сад. Не любила. Воспоминания нехорошие (о воспитателях и о том, как мама уходит). Из деток помню только одну девочку — она писалась в кровать во время сна дневного. Отношение у меня к ней было хорошее. Все остальные — высмеивали. Воспитатели — ругали. Других детей по лицам не помню вообще (даже тех, с кем дружила, тех, с кем дралась). Но отношение ко всему этому воспитателей запомнилось очень. Во дворе гулять не любила (и вообще нигде). Запросто могу организовать народ на какое-либо дело, а потом сама уйти.Не люблю компании. В школе и в институте — в центре компании, но не той, что пьет , курит, матерится, — у них свой лидер. В других учебных заведениях так же. И на работе.
Но такое положение (в центре и умение организовать людей) у меня явно из семьи — благодаря отношению моих родителей ко мне, сестры, бабушки и дедушек. Сад ни при чем. А нелюбовь к коллективам — характер у меня такой. Я люблю тишину и спокойствие. Последние пять лет вообще крайне редко, где появляюсь в людных местах (за последний год — Ёлка ММ). И мне хорошо. Насоциализировалась.

05:40 19.02.2010, Настя



Ой, а человек 30 — это такой гос.садик получается? Да, там в группе одновременно няня и воспитательница. Не знаю по поводу социализации, а я бы своего очень постаралась бы в такой сад не отдавать просто из соображений безопасности.
Максим ходит в садик с сентября. В группе 16 человек, обычно не больше 10 присутствует.

06:00 19.02.2010, urakanikuli



У меня самой более светлые воспоминания с сада)) Раньше, насколько я понимаю, особого выбора в садах и т.п. не было и почти все дети шли из одной песочницы в сад, а потом практически все в одну школу. Во всяком случае, так было у меня. С некоторыми из школы(=сада) мы общаемся до сих пор.
Одна из воспитательниц живет с моей мамой в соседних домах, и они иногда встречаются, и она всегда спрашивает обо мне. Я сама как то с ней столкнулась, она меня узнала, мы поговорили. И, в принципе (у нас были такие мысли), если бы я жила в мамином рне, пригласить эту воспитательницу к нам няней.
Поэтому, я против сада ничего не имею, и сейчас вся в поисках сада с похожей атмосферой.


07:09 19.02.2010, whitegirl



Я в садик проходила , что называется, "без году неделя". Мне там очень не нравилось, над нами издевались молодые воспитательницы (ничего вопиющего, но отношение к нам, мягко говоря, было неласковым), я часто болела. Больше всего запомнилось как заставляли есть абсолютно несъедобную кашу и я пыталась имитировать съедание, размазывая жижу по краям тарелки, и заставляли спать после обеда, что моим биоритмам было абсолютно чуждо и приходилось мучительно лежать, закрыв глаза, дабы воспитательница не ругалась. Из сада меня почти сразу забрали. Что имеем сейчас? — моя сестра в шутку зовет меня "ассоциальной личностью". Я не люблю новых людей, большие компании, комфортно чувствую себя только с самыми близкими. Но я, честное слово, от этого ничуть не страдаю. Зато мне никогда не бывает скучно одной, я очень люблю побыть в одиночестве и поразмышлять о чем-нибудь, почитать хорошую книгу. Мне кажается, что для развития личности это только на пользу. Никогда не считала "стадность" большим достоинством. Своих детей, увы, пока нет, но я точно знаю, что в сад они не пойдут, по крайней мере в обычный.
09:32 19.02.2010, mn_etty