+7 985 921-74-72
Быть женщиной. Возрождение традиции.




У вас незнакомое лицо. Попробуйте ввести пароль или зарегистрируйтесь.



Главная / Психология и психотерапия / Взаимоотношения с детьми и воспитание / Вальдорф или Монтессори?...


Уважаемые Мамы!
Уважаемые психологи!
Воспитатели, преподаватели и терапевты!
Или испытавшие на себе и желающие высказаться Дети!
Выскажите свое мнение. Просто даже для статистики, для понимания — что все таки ближе и понятнее и правильнее ЛИЧНО для Вас.
Уверена что здесь много читали и много на себя примеряли. Каков вывод?
Спасибо!

00:48 10.04.2013, Татьяна



http://proffi95.ru/blogs/pedagogika-i-psihologicheskie-tehnologi/valdorf-i-montesori.html
00:03 17.04.2013, Татьяна



У наших приятелей старшая ходит в школу, а младший в сад (вальдорф). Им (родителям) очень все нравится, мол, к малышу внимательны воспитатели и дочка тоже с удовольствием ходит. Идеологическое воздействие или промывку мозгов отрицают (я спрашивала про это)). Правда это берлин, здесь за промывки легко получить по кумполу. Как в россии конкретно я не знаю, тут на мой вкус уж очень всем природным увлекаются, лес-грядки-деревянные игрушки-био--еда и с таким серьезным видом))
я б отдала, если б были места поблизости, впрочем как и в монтессори, но не из-за них, а просто сад нужен)

10:58 15.04.2013, Dashele



Сам плохо в этом ориентируюсь, с удовольствием почитаю разные мнения.
11:53 10.04.2013, * ИгорьГожий



Татьяна, а что вас конкретно интересует? Перед каким выбором Вы стоите — кому доверить ребёнка, в какую школу идти? И зачем Вам статистика?
школа 1060 (вальдорф) является нашей базовой школой, там студенты проходят практику. В Монтессори тоже есть наши люди, тоже практикуем. Я могу, например, направить на эту страницу студентов (нынешних), которые учились в упомянутой вальдорфской школе, чтобы они написали свои соображения, плюсы и минусы своего тамошнего обучения и РЕЗУЛЬТАТА (вопрос — захотят ли они). Это было бы интересно, услышать оценку системы изнутри, оценку тех, кто на себе ее прочувствовал, и с какими трудностями или, напротив, не-трудностями они столкнулись после школьного выпуска.
Я тоже кое-что могу сказать, но это будет мнение со стороны, мнение училки вуза, методиста, работающего с выпускниками этой школы.
И говорить можно о многом. В принципе, вся информация по этим двум направлениям есть в инете, но раз Вы спашиваете здесь, значит, Вас интересует что-то конкретное. Что? Может быть, Вы уточните, сформулируете Ваш запрос относительно лично Вас, разговор был бы конструктивнее. Просто тема действительно большая. Вы же не статистики хотите?

13:21 14.04.2013, Natalya



Ой, Наталья, а можно я Вам письмо с вопросами про вальдорфские школы напишу посоветоваться?
13:34 15.04.2013, Lesley



конечно можно!
16:15 16.04.2013, Natalya



Написала
04:20 18.04.2013, Lesley



Спасибо за вопрос. Меня все интересует. И конечно прежде всего — мнения самих детей, это было бы круто!!! Мы пробывали и то и другое — мне лично Вальдорф, а дочке судя по всему Монтессори боьше нравится. Почему спрашиваю здесь — да потому что это сайт , который плон задумывающихся мамочек и мне не хочется от них отставать
13:26 15.04.2013, Татьяна



Ни то и ни другое.
Вальдорф лично мне и моей семье не подходит по причине того, что я не хочу, чтоб моего ребенка воспитывали на основе всяких мистических учений, которые прямо противоречат религиозным воззрениям нашей семьи. Антропософия — это по-простому оккультизм. И часто детей из вальдорфских заведений выживают именно из-за наличия собственного мнения.
Монтессори. Система создана для детей с задержками или отклонениями в развитии. Вся эта зацикленность на мелкой моторике. К тому же система держалась главным образом на личности самой создательницы — она была для своих детей тем стимулом, основой, верой, поддержкой, которая и позволяла достичь впечатляющих результатов. Подбавляющая часть педагогов, работающих по этой системе, берут просто принципы и схему занятий, не достигая при этом такого уровня принятия каждого ребенка и не трудясь над той привязанностью опять же каждого ребенка, а не группы, которые были первоначальном замысле (точнее, не в замысле как схеме, а в личности М.Монтессори)

15:23 14.04.2013, Лисичка



… интересно. про монтессори почти что согласна с Вами, что не скажешь о ребенке, который туда почему то ходит туда с восторгом. Там легко учат писать и считать, географии, устроению мира… про вальдорф — чистых вальдорфов с чем-то непонятным дааавноо уже не встречала — все берут от туда что по творчестству — даже здесь вот — взяли кукол. развитие творческого мышления там правда хорошее.
20:10 15.04.2013, Татьяна



вы меня смущаете) я как раз настроилась на антропосовский роддом)
11:01 15.04.2013, Dashele



Так это же не Вам он не подходит.
И полноте, во многих странах люди ходят в церковь и платят церковную десятину только чтобы была возможность отдать детей в хорошую школу. Но это совсем другая история.

12:42 15.04.2013, urakanikuli



Это вы мне? да шучу я
13:10 15.04.2013, Dashele



Так это же не Вам он не подходит.
И полноте, во многих странах люди ходят в церковь и платят церковную десятину только чтобы была возможность отдать детей в хорошую школу. Но это совсем другая история.

12:42 15.04.2013, urakanikuli



Про Монтесори согласна. У меня несколько знакомых ходили в сад Монтенсори. Даже я, досконально не знакомая с техникой Монтенсори, видела, что за модной вывеской "Монтенсори" скрывается обычный сад, может, чуть лучше оборудованный.
10:35 15.04.2013, Лариса



здесь абсолютно все зависит от личности воспитателя. если человек ищущий, с развитой интуицией, с вопросами и ответами — то все равно в каком он саду работает — ребенок получит от него главное. но если бы еще наши сады были с чуть поменьше группами… а сами бы в каком саду хотели бы быть к примеру воспитателем? …
22:27 15.04.2013, Татьяна



В том-то и дело, что сад и школа — разные вещи. С садом более-менее понятно. Но есть следующая ступень — школа. И если за вопросом Татьяны стоит "в какую школу пойти", то речь уже нужно вести о школьном варианте. То, что нормально работает в саду, может ненормально работать в школе. Поэтому я и попросила уточнить, что человека интересует. Ну не сами же системы? хотя, может, именно они? Ведь Монтессори в школе — нонсенс. Можно говорить только о вальдорфе. Они вообще не сходятся в прицеле на возрастные категории. Можно сравнивать в таком случае (если речь о школе) обычную школу и вальдорфскую. Монтессори в этом случае — за кадром.
И — большое ДА Лисичке. У нас же перевернуто всё. В Вальдорфе можно накосячить будь здоров. Вся антропософия будет сводиться к религиозным убеждениям и пристрастиям того, кто будет её "вещать".
Если речь всё-таки о школе — идите в обычную. Рано или поздно вам придется переводить туда ребенка. И будьте готовы к тому, что его могут после вальдорфской "опустить" на 2 класса ниже. Он может не соответствовать требуемому объему знаний, хотя при этом быть очень человечным человеком. Его просто выдернут из системы, и он окажется как капля нефти в воде (или наоборот), и будет к этому неготов. Школа скажет родителям: мы можем зачислить, но не в 8, а в 6 класс. И вы вынуждены будете продолжать обучение в бывшей школе, если не хотите травмировать психику ребенка (каково 8-микласснику с 6? или 7 и 5). В результате вы будете на выпуске нанимать кучу репетиторов, чтобы человек смог подать документы в вуз. И даже в случае поступления в вуз его ждёт большой напряг. Другой подход к приобретению знаний и налаживанию межличностных отношений. Другой темп работы. И вообще, очень всё отличающееся. Нужно быть очень сильным, чтобы справиться со всем этим.

12:59 15.04.2013, Natalya



Спасибо за мнение, Наталья. Только меня очень удивило почему же Монтессори школа нонсенс. У нас в Уфе школа Монтессори пользуется большим успехом, но она только до 5го класса. Дети приходящие оттуда в обычные школы — сразу становятся отличниками. Даже в гимназии, куда без разговорного английского и не подходи… Я забегала в эту школу — ну дабы убедиться что не секта :-))) там необычно — стоят горшки с самыми разными цветами со всего мира и рядом таблички — че за растенице откуда и зачем… всюду карты мира, с краткими справочками, на каждом углу возможность остановится и поразмышлять над представленной поделкой, на переменке не заскучаешь, бесконечный ряд поделок, и дети как дома… Мне не понравилось что: дикости мне не хватило, шума на перемене, народу мало, а так очень круто — вполне для тех кто за частное образование и индивидуальный подход. Не совсем для меня конечно. Но можно объяснить почему родители туда своих детей отдают. Смысл какой то есть. Да и честно говоря — директор там просто очень прогрессивная, идейная… Получается и Вальдорф и Монтессори — просто два средства — в чьих-то руках — покалечат, в чьих то руках дадут лучшее что возможно в этом методе… Про Вальдорф школы вот ничего не могу прокомментировать… . Сами мы ходили и туда, и сюда — в сады именно… Могу сказать что рисуют они там бесподобно. Это не отнять. Изучают историю театрализовано… Рыцари такие бегают.:-))) То есть, и в Вальдорфе и в Монтессори — имеется своя целая школа, и там, и здесь — десятилетия исследований и там и здесь все не просто так… И цель одна у всех начинателей была — Что сделает из Детей счастливую — хоть относительно нацию? … Понятно что семья, прежде всего. Но игнорировать различные исследование в педагогике стоит ли. Макаренко почитать — умные вещи писал товарищ… Вот так вкратце ежели только о плюсах. О минусах я и так догадываюсь конечно.:-) Цель моего опроса точно не в критике, критиковать всегда легче всего, не в вынесении решения — вот теперь то точно только ЭТО, а в разграничении сильных и слабых сторон — в итоге чтоб прийти к общему знаменателю — чего вообще дали миру исследования детской педагогики — по крайней мере ее известнейшие методы (а кто может знает и другие?) …
23:02 15.04.2013, Татьяна



А, ну если просто про известнейшие методы… в историческом разрезе это выглядит примерно так.
"Свободное образование" свою идею о свободе несет вообще-то со времен Демокрита и Сократа, ее продолжают Ратке, Коменский, Руссо, Песталоцци, затем Толстой, Дьюи, Монтессори, Нил, Вентцель, Далькроз, Штейнер. Из крупных имен:
Квинтилиан (у него ознакомление с видом и названием букв происходило одновременно, с применением в качестве наглядных пособий букв из слоновой кости, позволяющих одновременно их видеть, осязать и в то же время слушать объяснения учителя).
Альберти и Витторино де Фельтре. Последний создал свою специальную школу «Дом радости», где широко применяли различные средства наглядности и творческий потенциал детей.
Рабле, Монтень, Мор,Кампанелла (в его «Городе солнца» — идеи возврата к природе и отказе от узкой специализации, в энциклопедизме и универсализме образования (сравним с сегодняшними тенденциями в образовании среднего и высшего звеньев, совершенно противоположными этим установкам). Он выступает за обучение речи и азбуке с широким применением изображений, которыми должны быть покрыты все стены домов и городских стен.
Коменский — «ничего нет в интеллекте, чего бы не было прежде в ощущениях»,считает, что слух постоянно нужно соединять со зрением, язык (речь) с деятельностью рук.
Фребель ввел работу с так называемыми «дарами» — строительным материалом (шарами, кубиками, распиленными на множество частей, арками и проч., что, по сути, является современным конструктором), рисование, лепку, плетение и вырезание из бумаги, вышивание, выкладывание из металлических колец, палочек, крупы, бус и прочего материала. Им же установлена и последовательность речевых занятий, для этого были придуманы песенки, сопровождающие занятия по рисованию, лепке, плетению и др. видам деятельности. Сегодня эти методы являются ведущими в специальной (коррекционной) педагогике.
Отечественная практика свободного образования начала складываться в конце XIX – начале XX века (Толстой, Вентцель, Шацкий и др.). Но в советский период эта идея не могла быть развита из-за особенностей развития социалистического общества, по которому шла страна. Сегодня применение этих моделей в чистом виде невозможно так же, как и в советскую эпоху. Оно имеет ограничение, поскольку цели, заложенные в них, вступают в прямое противоречие с реализацией государственных образовательных стандартов. Однако частичное, фрагментарное применение этих моделей в системе дополнительного образования и в системе специальных школ компенсирует недостатки других моделей. Монтессори и вальдорф -применяются во многих частных методиках: методика Е.Н.Потаповой «Оптимизация обучения 6–7-летних детей письму», где запоминание буквы происходит не только при помощи ее зрительного восприятия, но и путем включения тактильной памяти, многократного (в течение урока) ощупывания подушечкой пальца буквы, вырезанной из тонкой наждачной бумаги и наклеенной на картон. Благодаря этой методике дети учатся писать каллиграфически, у них повышается орфографическая зоркость. Затем технология Дальтон-план (Хелен Паркхерст), позволяющая научить ученика разным способам поиска информации; технология свободного труда (Селестен Френе), с возможностью самовыражения личности ребенка опять же через культ информации, по сути это прообраз программированного обучения с использованием полного набора техники от компьютера до видеоаппаратуры.
Модель свободной школы Войтенко, где основными формами обучения являются «самообучение под наблюдением», «круги» (термины М.Монтессори), проектное обучение и обучение в игровом режиме (русская версия системы Дальтон-плана Х.Паркхерст). Есть ещё совокупность разновозрастных студий — Школа-парк Балабан, где каждая студия соответствует определенному виду деятельности: студии математики, словесности, театра, технологии и т.д. По сути, школа–парк является современным вариантом слияния двух основных исторических форм обучения: открытых древнегреческих студий, где Сократ, Платон и Аристотель вели обучающие беседы-диалоги со студентами по различным проблемам мироустройства, и распространенного вплоть до XVII века способа обучения учеников в продуктивной среде (семье, мастерской, ферме).
Технология свободной школы Саммерхилл английского психолога и педагога А.С.Нила предлагает ассоциативно-рефлекторный принцип освоения опыта. Разновидностями этой концепции можно назвать: бельгийскую школу «Эрмитаж» (О.Декроли), черпающую учебный материал из окружающей ребенка среды – природы, семьи, жизни общества; школу Sudbury Valley School (школа долины Садбери) штата Массачусетс, имеющую подсобное хозяйство и конюшню и возводящую в качестве приоритетной идеи аристотелевскую мысль о том, что «человеческие существа по своей природе любознательны». То есть учебный процесс осуществляется согласно естественным природным склонностям детей, по их стремлению, желанию, интересам, в естественных условиях, в течение всего дня.

и.т.д. и т.п.

17:15 16.04.2013, Natalya



Спасибо. Только каждый прочитает то, что дано ему быть прочитано… И я пока не гонюсь за прочтением всего, что только можно прочитать и узнать… Сама жизнь столкнула меня с этими двумя школами, сама жизнь поставила вопросы… Детский приют, где дети как в тюрьме говорит мне о том, что что то точно надо менять в нашей педагогике, и например -срочно всех в деревню — неплохой вариант… Напишите об этом поподробнее, если несложно, есть время и можно доступно и вкратце. Если верить поэтам — природа — источник счастья на всю жизнь… И именно ее там нет. Начинается моя тема с вопроса к людям, которые так или иначе имели дело и задаются теми же вопросами. Здесь у МММ хорошо то, что каждый выбирает себе то, что ему хочется. Каждый может поделиться личным открытием.

Даю ссылку на сайт на котором я нашла приблизительные ответы. Это я для Игоря (как он отметил что и ему интересно) и для тех — которые сравнить хотят эти две школы:
http://proffi95.ru/blogs/pedagogika-i-psihologicheskie-tehnologi/valdorf-i-montesori.html



00:01 17.04.2013, Татьяна



Прочла первое предложение по ссылке, что эти две школы "не только сохранились в авторском варианте, но и усилили свои позиции прочно заняв определенную нишу в мировом педагогическом процессе".
Да не сохранились они в авторском варианте.

06:48 17.04.2013, Natalya